Для классных руководителей - Организация работы с родителями _ЭЦП

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 43
с углубленным изучением отдельных предметов
Подписан: Белова Елена Геннадьевна
DN: ИНН=667205133337, СНИЛС=02176253326, E=school43emi@mail.ru,
C=RU, S=Свердловская область, L=Екатеринбург,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43 С
УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ, G=Елена
Геннадьевна, SN=Белова, CN=Белова Елена Геннадьевна
Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: МАОУ СОШ № 43 с углубленныым изучением
отдельных предметов (620066, г. Екатеринбург, ул. Академическая, д.
21)
Дата: 2021.02.17 18:52:58+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

Рекомендации
классному руководителю по организации
работы с родителями

Екатеринбург

Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько
тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации
сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от
их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую
школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и
союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог
создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного
руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное
направление его деятельности.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны
лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи,
терпения и терпимости по отношению друг к другу.
У вас есть ребенок школьник? Насколько хорошо в вашем случае
налажено взаимодействие между школой и семьей? Существует огромное
количество форм данного взаимодействия... Как обстоят дела в вашем
случае?
Значительное место в системе работы классного руководителя с
родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.
Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно
связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и
навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила
предупреждающий

характер,

целесообразности,

демонстрировала

обусловливает

отбор

была

содержания,

педагогического просвещения.

2

бы
опыт,
а

основана

на

конкретные
также

форм

практической
факты.

Это

организации

Формы работы:
Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с
родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями
жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и
склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей
об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних
заданий и т.д.
Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей
об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей
совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и
пожелания

в

воспитании

детей.

Главное

условие

переписки

—

доброжелательный тон, радость общения.
Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных
педагогической науки опыта воспитания.
Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану
психолого - педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты,
итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно
определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.
Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как
правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с
основными направлениями, задачами и итогами ее работы.
Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них
обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование
воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного
сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные
родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только
подводят

итоги

успеваемости,

но

и

рассматривают

актуальные

педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости
3

учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической
проблеме.
Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в
школьное самоуправление. Родители учащихся не менее педагогов или своих
детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода
социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на
ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию,
родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые
вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить
школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его
комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут
входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное
самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм
сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных,
инициативных

родителей

является

классный

родительский

комитет.

Родительский комитет работает на основе положения о родительском
комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его
руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по
педагогическому образованию, установлению контактов с родителями,
оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и
подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в
общешкольный

родительский

совет.

Это

-

координирующий

штаб

разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и
семьи для решения воспитательных задач.
Организация

совместных

досуговых

мероприятий

Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных
мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная
семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта,
4

и

вечера

«Встреча

с

профессией»,

и

концерты

художественной

самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям,
открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений,
таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов,
спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования,
конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные
родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный
воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи
«Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки,
сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время.
Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного
вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает
организацию различных кружков, спортивных секций, участие в
заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены
основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не
только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку.
Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это
спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции
или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями
физкультуры.
Университет

педагогических

знаний

—

это

форма

психолого-

педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми
знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными
вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует
установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а
также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе.
Программа университета составляется педагогом с учетом контингента
5

учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете
педагогических

знаний

достаточно

разнообразны:

лекции,

беседы,

практикумы, конференции для родителей и т.д.
Лекция

—

это

форма

психолого-педагогического

просвещения,

раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший
лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий
проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции
следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм
поведения

ребенка,

закономерности

развития

его

психики,

правила

семейного воспитания.
При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно
составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из
необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания.
Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная
беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для
родителей, например, «Возрастные особенности младших подростков»,
«Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный
подход

и

учет

возрастных

особенностей

подростков

в

семейном

воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое
воспитание детей в семье» и т.д.
Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая
расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.
Конференции

могут

быть

научно-практическими,

теоретическими,

читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов.
Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и
предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят
выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной
самодеятельности.
6

Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни
ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы
собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета
педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается
заполнение краткой анкеты.
Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы
(если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она
классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем
опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может
быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги
подводит ведущий конференции.
Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по
воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических
ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителейвоспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из
какой-либо

конфликтной

ситуации,

которая

может

сложиться

во

взаимоотношениях родителей и детей, родителей и и школы и т. д.,
объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально
возникшей ситуации.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с
новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями
учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе.
Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность
родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать
многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей
сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще
всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной
7

форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День
завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее
интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся
проблемы, намечаются перспективы.
Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм
повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута
заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в
обсуждение

поставленных

проблем,

способствует

выработке

умения

всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные
навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его
подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой
будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная
часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение
ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо
заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать,
аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать
выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого
участника.
Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и
школьного воспитания, например, «Выбор профессии — чье это дело?».
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по
изучению уровня сформированности педагогических умений участников.
Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие:
«Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др.
Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава
участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение
возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом
важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных)
8

поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать
оптимальный для данной ситуации способ действий.
Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или
иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно
от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с
родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители
получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка,
учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания
проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному
согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В
общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности.
Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего
долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким:
«Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее
решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые
уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним
правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от
дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования —
доверительные

отношения,

взаимоуважение,

заинтересованность,

компетентность.
Родительское собрание: подготовка и проведение
Родительское собрание является важнейшей формой работы классного
руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности
учебно-

воспитательного

процесса.

Однако

для

того,

чтобы

оно

действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить
и провести. Многие родители жалуются на то, что в современной школе на
собраниях классные руководители, забыв о многообразии функций классного
9

руководителя,

обсуждают

лишь

организационные

и

материально-

технические вопросы.
Какие функции должно выполнять родительское собрание?
Среди таких функций следует указать:
 ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно –
воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных
программ,

методов

обучения,

рассказ

о

проводимых

внеурочных

мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);
 психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое
может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного
возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;
 вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность
(внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.); 4)
совместное

решение

организационных

вопросов

(питания,

дежурства,

дисциплины и других проблем).
Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и
поставленных целей.
Среди видов можно выделить: организационные (посвященные, например,
предстоящей дальней экскурсии детей или подготовке к многодневному
походу), собрания по плану психолого - педагогического просвещения
(например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного
общения с подростками), тематические, собрания-диспуты по актуальным
проблемам учебно – воспитательного процесса, итоговые (четвертные) и т.д.
Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и
может обсуждаться на родительском комитете.
Родительские собрания так же можно разделить на общешкольные, собрания
по параллелям и классные. Общешкольные родительские собрания
проводятся обычно реже, чем классные, раз – два в год, и то в случае
необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документами
10

школы, нормативными

актами

в сфере образования, с основными

направлениями, задачами и итогами работы учебного заведения. Собрание
родителей

определенной

параллели

необходимости обсуждения

может

важнейшей

проводиться

в

случае

проблемы, вопроса, который

касается только учащихся данных классов (например, собрание родителей
выпускных классов, пап и мам первоклассников). Классные родительские
собрания организуются несколько раз в год обычно в конце четверти,
триместра, полугодия. На них обсуждаются важнейшие задачи учебновоспитательной

работы

в данном классе,

проводится

планирование

воспитательной работы, определяются способы и методы эффективного
сотрудничества семьи и школы, подводятся итоги выполненной работы.
С чего начинается подготовка к родительскому собранию?
С определения его тематики. Необходимые темы нередко сообщаются
администрацией, определяются самостоятельно

педагогами

(классным

руководителем, или учителями – предметниками), предлагаются родителями.
Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие
вопросы и проблемы их интересуют.
Далее следует определить форму проведения собрания и его содержание –
возможно, даже написать кратко конспект с изложением информации,
которую надо довести до сведения родителей.
Нередко родительские собрания сводятся к монологу педагога, однако
следует активно вовлекать родителей в обсуждение проблем учебно –
воспитательного

и

организационного

Собрания

характера.

могут

проводиться в форме лекции (в роли лектора – педагог, психолог, врач),
дискуссии, работы по группам для обсуждения важнейших вопросов работы
и

т.д.

Чаще

родительских

всего

используется

собраний

–

традиционная

выступление

классного

последующими его ответами на вопросы родителей.
11

форма

проведения

руководителя

с

Содержание
педагогических

для

собрания

книг,

газет

можно
и

почерпнуть

журналов,

общения

из

психолого

–

с

учителями

–

предметниками, детьми, родителями, школьной администрацией.
Следует заранее договориться со специалистами, которые помогут вам
провести собрание – педагогами – предметниками, социальным педагогом,
школьным психологом, медицинскими работниками. Очень хорошо, если
удастся привлечь к подготовке собрания родителей. Если в планах стоит
выступление родителей, необходимо хотя бы в общих чертах обговорить
основные тезисы, направления выступления.
Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания,
необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы (например,
школьные дневники и журналы, нормативные документы – Устав Школы,
Правила учащихся). Важно так же установить время проведения собрания и
подготовить для его проведения помещение, позаботившись о его чистоте,
проветривании и обеспечении мест для всех участников.
Информация о времени и месте проведения собрания должна быть
донесена до родителей заблаговременно – можно записать ее в дневниках
учеников, позвонить тем папам и мамам, чье присутствие в связи с
обсуждаемой проблемой очень важно для вас. Неплохо будет, если родители
распишутся в дневниках, что ознакомлены с объявлением о проведении
собрания, а если не смогут прийти, то пусть предупредят заранее.
Заблаговременное оповещение позволит родителям скорректировать свои
планы на вечер и найти время для посещения родительского собрания.
Основное выступление на собрании не должно занимать много времени –
вечером после работы большинство родителей вряд ли адекватно его
воспримут. Необходимо иметь четкий план проведения собрания – после
выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем.
Желательно о проделках отдельных учеников сообщать их родителям в
индивидуальном порядке (например, в разговоре после общего собрания).
12

Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками школы, их
надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно –
воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми внеурочную
деятельность.

Родительский

комитет,

избранный

на

родительских

собраниях, – важная опора классного руководителя. Многие вопросы
педагогу помогут решить именно члены родительского комитета. На
собрании

после

обсуждения

организационных

моментов

(питания,

финансово – материальных аспектов организации внеурочных мероприятий,
подготовки к экзаменам, выпускному вечеру и т.п.) надо сразу определить
степень и формы участия родителей в решении данных проблем.
Педагогу не следует забывать, что родительское собрание, на котором
происходит личная встреча классного руководителя с родителями его
подопечных – важное средство формирования мнения пап и мам о школе,
учителях, которым они доверяют свое чадо. К собранию следует тщательно
готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.

13

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Информация

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».