Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43 с углубленным изучением отдельных предметов Утверждена и введена в действие приказом директора от 31.08.2023 г. № 49/4-ОД АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ВАРИАНТ 5.1) Принята Педагогическим советом Протокол № 1 от 30.08.2023 г. Оглавление Общие положения .........................................................................................................................3 Целевой раздел .............................................................................................................................6 1.1. Пояснительная записка ..........................................................................................................6 1.2. Планируемые результаты освоения программы ...............................................................10 1.3. Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов ...........14 Содержательный раздел ...........................................................................................................17 2.1. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей ...............................................................................................17 2.2. Программа формирования универсальных учебных действий........................................18 2.3. Рабочая программа воспитания...........................................................................................18 2.4. Программа коррекционной работы ....................................................................................18 Организационный раздел ........................................................................................................40 3.1. Учебный план .......................................................................................................................40 3.2. Календарный учебный график ............................................................................................41 3.3. План внеурочной деятельности ..........................................................................................42 3.4. Календарный план внеурочной деятельности ...................................................................42 3.5. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы НОО для обучающихся я тяжелыми нарушениями речи ........................................................43 2 Общие положения Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП) начального общего образования (далее – НОО) обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП ООО разработана на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями; в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования (утвержден Приказом Министерства Просвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100), Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФАОП НОО), утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72654), с учетом ООП НОО МАОУ СОШ № 43 с углубленным изучением отдельных предметов (далее – Школа). АООП НОО обучающихся с ТНР определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. АООП НОО обучающихся с ТНР состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. АООП НОО обучающихся с ТНР содержит три раздела: целевой, 3 содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО. Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ТНР и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: − программу формирования универсальных учебных действий; − программу отдельных учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области и курсов внеурочной деятельности; − программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ТНР; − программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; − программу коррекционной работы; − программу внеурочной деятельности. Организационный раздел включает учебный план НОО (реализующий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности); систему специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с ТНР. В основу формирования АООП НОО обучающихся с ТНР положены следующие принципы: принципы государственной политики Российской Федерации в области образования; принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; принцип коррекционной направленности образовательного процесса; принцип развивающей направленности образовательного процесса; онтогенетический принцип; принцип комплексного подхода; принцип преемственности; принцип целостности содержания образования; принцип направленности на 4 формирование деятельности; принцип сотрудничества с семьей. АООП НОО обучающихся с ТНР основана на дифференцированном, деятельностном и системном подходах в образовании. Настоящая программа предназначена для обучающихся с ТНР (вариант 5.1). Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения ФАОП НОО составляет 4 года. Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико- фонематическим или фонетическим недоразвитием (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи 3 и 4 уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма. Адаптация АООП НОО предполагает введение ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и требований обучающимися программы коррекционной к результатам работы. освоения Обязательными условиями реализации ФАОП НОО для обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителялогопеда с педагогическим работником начальных классов, другими педагогическими работниками с учетом потребностей обучающихся. 5 особых образовательных Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Цель реализации АООП начального общего образования Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ТНР направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР У обучающихся недоразвитием с фонетико-фонематическим наблюдается нарушение и процесса фонетическим формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустикоартикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка). Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом. Фонетическое недоразвитие характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя 6 речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Обучающиеся с IV уровнем общего недоразвития речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетикофонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем не закончившегося процесса фонемообразования. У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся затрудняются в установлении синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением. Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку. Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка 7 особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением. В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова. Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии. Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой - устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи. Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме. У обучающихся с легкой степенью выраженности заикания отмечаются специфические трудности при продуцировании речевых высказываний в ходе общения, проявляющиеся в непреднамеренных остановках, повторах отдельных звуков, слогов, слов, часто сопровождающихся судорогами мышц речевого аппарата. Заикание носит ярко выраженный ситуативный характер, но в целом незначительно препятствует процессу коммуникации. Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР 8 К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся: − выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития; − организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития; − получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития; − обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционноразвивающей областей и специальных курсов, так и в процессе индивидуальной или подгрупповой логопедической работы; − создание условий, нормализующих и (или) компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитикосинтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений; − координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-педагогического сопровождения; − получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья; 9 − гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения либо сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; − индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР; − постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта; − применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию "обходных путей" коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью; − возможность обучаться на дому или дистанционно при наличии медицинских показаний; − профилактика дезадаптации путем и коррекция максимального социокультурной расширения и школьной образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики; − психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с обучающимся; организация партнерских отношений с родителями (законными представителями). 1.2. Планируемые результаты освоения программы Планируемые результаты освоения обучающимися ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. 10 Требования к результатам освоения обучающимися ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма: − отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука; − умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста; − правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи; − умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса; − умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности; − минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам); − умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; − практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи; сформированность лексической системности; − умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями; − овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование; 11 − владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию; − сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом; − сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом; владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма); − позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; − понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения. Требования к результатам овладения социальной компетенцией: − развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации; написать при необходимости сообщение; умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей (законных представителей); умение принимать решения в области жизнеобеспечения; владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы; − овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе; представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей 12 коллективной деятельности; умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; стремление обучающегося участвовать в подготовке и проведении праздника; владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении праздника; − овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и аргументировать его; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи; − дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих; способность прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; наличие активности во взаимодействии с миром, понимание 13 собственной результативности; прогресс в развитии познавательной функции речи; − дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, педагогическими работниками и обучающимися в школе, незнакомыми людьми в транспорте); наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса; представления о вариативности социальных отношений; готовность к участию в различных видах социального взаимодействия; овладение средствами межличностного взаимодействия; умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы; умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных отношений; прогресс в развитии регулятивной функции речи. Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся. 1.3. Система оценки планируемых результатов достижения обучающимися с ТНР Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения ФАОП НОО соответствует ФГОС НОО. Система оценки в целом соответствуют ООП НОО Школы и предусматривает создание специальных условий проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в соответствии с учетом здоровья обучающихся с ОВЗ, их особыми образовательными потребностями. Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения ФАОП НОО позволяет вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе итоговую оценку, 14 обучающихся с ТНР, освоивших ФАОП НОО, с учетом структуры и степени выраженности дефекта. Специфические (дисграфические и дислексические) ошибки учитываются следующим образом: 3 однотипных ошибки приравниваются к одной. Оценка достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы. Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы является достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося при реализации вариативных форм логопедического воздействия (подгрупповые, индивидуальные логопедические занятия) с сохранением базового объема знаний и умений в области общеобразовательной подготовки. При организации оценочных процедур в соответствии с АООП ООО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) предусмотрены специальные условия, обусловленные особыми образовательными потребностями обучающихся с ТНР и связанными с ними объективными трудностями. Данные условия включают: − особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей учащихся с ТНР; − привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для учащихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов и т.п.); − присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; − при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование 15 на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); − при необходимости адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей учащихся с ТНР: упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; − упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; − в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; − увеличение времени, отводимого обучающемуся, в 1,5-2 раза в зависимости от индивидуальных особенностей здоровья обучающегося с ТНР; − возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения. Наряду с этим при оценивании промежуточных результатов урочной и внеурочной деятельности обучающих учитывается специфика проявления дефекта, его структура и степень выраженности. При оценивании устных и письменных ответов и работ учитывается структура речевого дефекта. Оценивание устных ответов и чтения осуществляется без учета нарушений языковых или речевых норм, связанных с недостатками произносительной стороны речи (произношение звуков, воспроизведение слов сложной слоговой структуры, интонационных и ритмических структур и другие). При оценке чтения у обучающихся с дислексией не учитываются специфические ошибки: замены букв, перестановки, пропуски и другие. Оценивание письменных работ осуществляется с особым учетом специфических (дисграфических) ошибок: 3 дисграфические ошибки одного 16 типа (акустические, моторные, оптические, ошибки языкового анализа) оцениваются как 1 орфографическая. Особенности оценки метапредметных и предметных результатов Соответствуют ООП НОО Школы. Изучение достижения каждым обучающимся планируемых результатов Программы коррекционной работы проводится педагогическими работниками в том числе учителями-логопедами, педагогами-психологами, другими педагогическими работниками. Решение о достижении обучающимися планируемых результатов ПКР принимает психолого-педагогический консилиум Школы на основе анализа материалов комплексного изучения каждого обучающегося, а также на основе его решений разрабатываются рекомендации для дальнейшего обучения. Содержательный раздел 2.1. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей При реализации АООП ООО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) используются рабочие программы учебных предметов, разработанные Школой в соответствии с ФОП НОО. Данные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей обеспечивают достижение планируемых результатов освоения АООП ООО, размещены на официальном сайте Школы в разделе «Образование» (https://школа43.екатеринбург.рф/sveden/education). Программы по отдельным учебным дисциплинам могут быть адаптированы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей и ограничений, обусловленных нарушениями речи и (при наличии) иными нарушениями развития. 17 2.2. Программа формирования универсальных учебных действий Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ТНР соответствует ООП НОО (размещена на официальном сайте в разделе «Образование» https://школа43.екатеринбург.рф/sveden/education). 2.3. Рабочая программа воспитания Рабочая программа воспитания соответствует ООП НОО (размещена на официальном сайте в разделе «Образование»). 2.4. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным компонентом ООП Школы. В соответствии с ФГОС ООО ПКР направлена на осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с тяжелыми нарушениями речи в освоении АООП ООО (вариант 5.1) с учетом их особых образовательных потребностей, социальную адаптацию и личностное самоопределение. ПКР уровня начального общего образования обеспечивает: − успешное освоение ООП на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности обучающегося; − выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и оказание им специализированной помощи при освоении ООП ООО; − определение оптимальных специальных условий для получения начального общего образования обучающимися с ТНР, для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей; − разработку и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ для обучающихся с ТНР; − реализацию комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ТНР (в соответствии с рекомендациями 18 психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), психологопедагогического консилиума (ППК), индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида); − реализацию комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и будущей профессиональной ориентации обучающихся с ТНР; − обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной работе с обучающимися с ТНР; − осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ТНР. Программа вариативна по форме и по содержанию в зависимости от состава обучающихся с ТНР, от особых образовательных потребностей, характера имеющихся трудностей и особенностей социальной адаптации обучающихся с ТНР, региональной специфики, особенностей образовательнокоррекционного процесса в Школе и возможностей образовательной организации. Программа предусматривает создание условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать индивидуальные образовательные потребности обучающихся посредством дифференцированного психолого- педагогического сопровождения, индивидуализации и дифференциации образовательно-коррекционного процесса. ПКР предусматривает организацию индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР в освоении АООП ООО. ПКР может быть реализована при разных формах получения образования обучающимися, в том числе при обучении по индивидуальному учебному плану на дому и обучению с применением дистанционных технологий. 19 Степень включенности специалистов в программу коррекционной работы устанавливается образовательной организацией самостоятельно. Объем помощи, направления и содержание коррекционно-развивающей работы с обучающимся определяются на основании заключения ППК и ПМПК. Реализация ПКР предусматривает осуществление комплексного подхода в образовательно-коррекционном процессе на основе взаимодействия участников образовательных отношений. Основным механизмом, обеспечивающим системность помощи, является психолого-педагогический консилиум образовательной организации. ПКР разрабатывается на период получения начального общего образования, включает следующие разделы: − цели, задачи и принципы построения ПКР; − перечень и содержание направлений работы; − механизмы реализации программы; − условия реализации программы; − планируемые результаты реализации программы. 2.4.1. Цели, задачи и принципы построения программы коррекционной работы Цель ПКР: определение и реализация в образовательно-коррекционном процессе комплексной системы педагогической, психолого-педагогической и социально-педагогической помощи обучающимся с ТНР для успешного освоения АООП на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности обучающегося для самореализации в обществе. Задачи программы коррекционной работы: − определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и оказание им специализированной помощи при освоении ООП НОО; 20 − определение оптимальных специальных условий для получения начального общего образования обучающимися с ТНР, для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей; − разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ для детей с ТНР; − реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ТНР (в соответствии с рекомендациями ПМПК, ППК Школы, индивидуальной программой реабилитации /абилитации инвалида); − реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и ранней профессиональной ориентации обучающихся с ТНР; − обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной работе с обучающимися с ТНР; − осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ТНР. Принципы, определяющие содержание ПКР Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психолого-педагогической помощи, в том числе, логопедической помощи обучающему с ТНР. Это один из основополагающих принципов, так как эффективность коррекционной работы в большой мере зависит от качества проведенной диагностики. Данный принцип реализуется в двух аспектах. Во- первых, началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Вовторых, реализация постоянного коррекционно-развивающей мониторинга достижений деятельности обучающегося в требует процессе коррекционной работы. Такой контроль позволяет внести необходимые 21 коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психолого-педагогического воздействия. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития обучающегося. Принцип коррекционной направленности обучения, воспитания и развития обучающихся педагогических предполагает мероприятий, направленных разработку на специальных компенсацию или минимизацию речевого дефекта, психического и физического развития обучающихся. Принцип преемственности обеспечивает создание единого образовательно-коррекционного пространства при переходе от одного уровня общего образования к другому, способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП ООО, необходимых обучающимся с ТНР для продолжения образования, социальной адаптации и интеграции в обществе. Принцип обеспечивает связь ПКР с другими разделами АООП ООО: программой формирования универсальных учебных действий, программой воспитания и социализации обучающихся. Принцип реализуется при обязательной преемственности в образовательнокоррекционном процессе в учебной и внеурочной деятельности, в том числе при проведении коррекционно-развивающих занятий по программе коррекционной работы, а также в условиях семейного воспитания при взаимодействии всех участников образовательных отношений. Принцип соблюдения интересов обучающихся с ТНР определяет позицию педагогических работников, которые призваны решать проблемы обучающихся с максимальной пользой и в их интересах, в том числе в их качественном образовании с учетом особых образовательных потребностей. Принцип непрерывности гарантирует обучающемуся с ТНР и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению. 22 Принцип вариативности предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимся с ТНР с учетом их особых образовательных потребностей, имеющихся трудностей в обучении и социализации. Принцип комплексности и системности базируется на единстве процессов диагностики, обучения и коррекции нарушений развития у обучающихся (с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей). Реализация данного принципа предполагает: − создание в образовательной организации условий, учитывающих особые образовательные потребности обучающихся с ТНР; − реализацию ПКР в процессе учебной и внеурочной деятельности, в том числе при включении во внеурочную деятельность коррекционноразвивающих курсов и дополнительных занятий в соответствии с Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы каждого обучающегося; − комплексное сопровождение каждого обучающегося с ТНР при систематическом взаимодействии всех участников образовательных отношений; − создание комфортной психологической и социальной ситуации развития, обучения и воспитания с учетом психологических и социальных факторов в формировании личности, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ТНР; − применение при необходимости специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания, способствующих качественному освоению обучающимися с ТНР образовательной программы; − обеспечение качественного развития речи (устной и письменной), максимальное обогащение речевой практики; − развитие учебно-познавательной деятельности, самостоятельности обучающихся с ТНР; расширение их познавательных интересов; 23 − обеспечение социальной адаптации обучающихся с ТНР на основе овладения ими социокультурными нормами и правилами, в том числе межличностного взаимодействия с окружающими людьми; − содействие приобщению обучающихся с ТНР к здоровому образу жизни; − обеспечение ранней профессиональной ориентации обучающихся с ТНР с учетом их интересов, способностей, индивидуальных особенностей. 2.4.2. Перечень и содержание направлений работы Содержание ПКР определяется на основе решения ППК Школы, базирующегося на рекомендациях ПМПК, (ИПРА) каждого обучающегося, результатах его комплексного обследования. Направления коррекционной работы (диагностическое, коррекционноразвивающее и психопрофилактическое, консультативное, информационнопросветительское) раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности Школы и отражают содержание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР. Характеристика содержания направлений коррекционной работы Диагностическая работа включает себя следующие составляющие: − проведение стартового специализированного комплексного психолого-педагогического обследования обучающихся с ТНР с целью выявления его особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей; − выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР при освоении ООП НОО; − определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ТНР, выявление его резервных возможностей; − изучение развития эмоционально-волевой, личностных особенностей обучающихся; 24 речевой сфер и − изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося с ТНР; − проведение промежуточный систематического контроль) достижения мониторинга обучающимися (текущий и планируемых результатов освоения образовательной программы, в том числе ПКР; − проведение систематического мониторинга социальной ситуации и условий семейного воспитания. Диагностическое направление реализуется учителем-логопедом, педагогом-психологом, педагогическими работниками. Комплексное психолого-педагогическое обследование включает: • изучение − индивидуальных особенностей личности обучающегося с ТНР, в том числе самооценки личности с учетом собственных возможностей, способностей и ограничений; − стремления к личностному саморазвитию и его реализации; − межличностного взаимодействия в коллективе сверстников, а также с окружающими людьми разного возраста в процессе учебной и внеурочной деятельности на основе взаимного уважения, толерантности, соблюдения социально значимых нравственно-этических норм; − сформированности оценочного отношения к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других; − готовности обучающегося к здоровому образу жизни, готовности прийти на помощь, проявить внимание и доброжелательность, а также готовности к участию в жизни семьи, образовательной организации; − резервов личностного развития; − познавательной сферы обучающихся, включая мотивацию к учебнопознавательной деятельности, познавательные интересы; выявление резервов активизации ее развития; 25 − особенностей овладения обучающимися с ТНР словесной речью письменной и устной, в том числе ее восприятием и воспроизведением, навыками устной коммуникации; выявление резервов активизации развития у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи письменной и устной речи, в том числе ее восприятия и воспроизведения; − овладения обучающимися с ТНР универсальными учебными действиями; выявление резервов активизации их развития; − достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов обучения по каждому учебному предмету, выявление причин трудностей в обучении и резервов их преодоления; выявление у обучающихся с ТНР особых способностей (одаренности) в определенных видах учебной и внеурочной деятельности; Результаты комплексной диагностики и систематического мониторинга достижения каждым обучающимся планируемых результатов освоения образовательной программы, социальной ситуации и условий семейного воспитания обсуждаются на заседании психолого-педагогического консилиума Школы, отражаются в соответствующих рекомендациях (в том числе при необходимости, в рекомендации проведения дополнительного консультирования обучающегося в организациях образования, здравоохранения, социальной защиты). Коррекционно-развивающее и психопрофилактическое направление Организация и проведение коррекционно-развивающей работы в системе реализации АООП НОО (вариант 5.1) отражается в следующей документации: − планах коррекционно-развивающей работы, утвержденных руководителем психолого-педагогического консилиума Школы; − рабочих программах учебных предметов, проектируемых на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подхода с учетом особенностей обучающихся; 26 − рабочих программах коррекционно-развивающих курсов по программе коррекционной работы, включенных во внеурочную деятельность по решению психолого-педагогического консилиума Школы, направленных на обеспечение наиболее полноценного развития обучающихся с ТНР, их социальную адаптацию, преодоление трудностей в достижении планируемых результатов обучения, в овладении словесной речью (в письменной и устной формах, в том числе восприятием и воспроизведение устной речи), устной коммуникацией; − планах работы педагога-психолога, логопеда и других специалистов, проектируемых с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося с ТНР; − программе внеурочной деятельности, проектируемой на основе индивидуально-дифференцированного подхода. План коррекционно-развивающей работы составляется ежегодно. В течение учебного года может происходить корректировка плана с учетом достижения обучающимся планируемых результатов. План коррекционно-развивающей работы содержит: − направления работы, определяемые ППК с учетом рекомендаций ПМПК (ИПРА), особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, выявленных в процессе стартового комплексного психолого-педагогического обследования или мониторинга (периодического учета) достижения планируемых результатов образования, в том числе ПКР; − описание содержания, организации, примерных сроков и планируемых результатов работы по каждому направлению. Обязательными направлениями коррекционно-развивающей работы является: − развитие восприятия и воспроизведения устной речи обучающихся как важного условия их наиболее полноценного развития, качественного 27 образования, социальной адаптации, коррекция недостатков устной и письменной речи; − коррекция и (или) развитие учебно-познавательной деятельности с целью обеспечения качественного достижения планируемых результатов образовательной программы (с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся). Направления коррекционно-развивающей работы, в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся с ТНР, могут также включать: − развитие и коррекцию эмоциональной регуляции поведения и деятельности; − профилактику и коррекцию отклоняющегося поведения, формирование социально приемлемых моделей поведения в различных жизненных ситуациях, формирование устойчивой личностной позиции по отношению к неблагоприятному воздействию микросоциума; − развитие личностной сферы, развитие рефлексивной позиции личности, расширение адаптивных возможностей личности, формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации; − развитие и коррекцию коммуникативной сферы, освоения сценариев общения в различных ситуациях общения, способов конструктивного взаимодействия и сотрудничества в различных условиях; − развитие познавательной сферы; − предупреждение и преодоление вторичных вербальных и невербальных нарушений в структуре учебной деятельности обучающегося; − преодоление недостатков речевого развития, на формирование и развитие полноценной речевой деятельности; − психологическую поддержку обучающихся с ТНР. Направления расширены с коррекционно-развивающей учетом особых работы образовательных 28 могут быть потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся на основании рекомендаций ППК школы, базирующихся на рекомендациях ПМПК, ИПРА, результатах комплексной психолого-педагогической диагностики обучающихся. Занятия по коррекционно-развивающим курсам включаются во внеурочную деятельность. Программой коррекционной работы предусмотрен обязательный коррекционно-развивающий курс: «Индивидуальные и групповые логопедические занятия», направленный на: а) восполнение пробелов в развитии устной речи и формирование полноценной речевой деятельности; б) развитие психических функций и пространственных представлений, обеспечивающих функционирование механизмов письменной речи; в) коррекция дисграфии и дислексии; г) формирование и развитие предпосылок, обеспечивающих усвоение программного материала по предметам «Русский язык» и «Литературное чтение», а также формирование умений работать с текстами любой направленности (в том числе гуманитарной, естественнонаучной, текстами задач и другими). Коррекционно-развивающий курс «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» включает; Диагностический этап − обследование обучающихся с 1 по 15 сентября и с 10 по 20 мая; − изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях обучающихся с ТНР, представленных в заключении психолого-медикопедагогической комиссии; − комплексный сбор сведений об обучающихся с ТНР на основании диагностической информации от специалистов различного профиля; − выявление симптоматики и уровня речевого развития обучающихся с ТНР; 29 − установление этиологии, механизма, структуры речевого нарушения у обучающихся с ТНР; − анализ, обобщение диагностических данных для определения цели, задач, содержания, методов коррекционной помощи обучающимся с ТНР; Коррекционный этап По итогам обследования обучающиеся делятся по группам, составляются рабочие программы и график проведения логопедических занятий. Речевой материал, предъявляемый на коррекционно-развивающих занятиях, коррелируется с программным материалом по другим предметам, но изучается в практическом плане (без введения терминологии) и с опережением по сравнению с изучением теории. Мониторинг эффективности осуществляется, как правило, в конце учебного года. При необходимости мониторинг может осуществляться в более ранние сроки для внесения изменений в рабочую коррекционную программу обучающегося. Результаты мониторинга обсуждаются на ППК Школы, на основании решения которого решается вопрос об адекватности выбранной программы. Занятия по коррекционно-развивающему курсу «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» проводятся в форме индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий, направленных на формирование полноценных речемыслительных процессов, обеспечивающих полноценную речевую деятельность обучающихся с ТНР, а также совершенствование их социальной и учебной коммуникации и адаптации к условиям обучения на уровне начального общего образования. Продолжительность индивидуально, однако, коррекционно-развивающие и интенсивность каждый занятий обучающийся занятия определяется должен учителя-логопеда по посетить программе коррекционной работы. Коррекционно-развивающий курс «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» ведет учитель-логопед. 30 Ориентировочная продолжительность занятий: групповое занятие (наполняемость от 6 до 8 человек - до 30 минут); подгрупповое занятие (наполняемость от 2 до 6 человек - до 25 минут); индивидуальное занятие (до 20 минут). Коррекционно-развивающий курс «Развитие учебно-познавательной деятельности» обучающихся с ТНР является обязательной частью коррекционно-развивающей области. Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога и обеспечивается системой психолого-педагогического сопровождения. Сопровождение обучающегося с ТНР организуется посредством реализации следующих форм профессиональной деятельности педагогапсихолога: психологическая диагностика, коррекционно-развивающая деятельность, психологическая профилактика, психологическое просвещение, психологическое консультирование, организационно-методическая деятельность. Коррекционно-развивающий курс «Развитие учебно-познавательной деятельности» ведет педагог-психолог. Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы обучающегося может быть предусмотрена возможность проведения в процессе внеурочной деятельности дополнительных коррекционно- развивающих занятий с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА обучающегося, а также в случаях, связанных с особыми жизненными обстоятельствами (в том числе с длительной болезнью обучающего, проведением его медицинской реабилитации), и в других ситуациях, требующих дополнительной, в том числе индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей помощи. Направления, общее содержание и организацию дополнительных занятий (сроки проведения, количество часов в неделю, формы проведения индивидуально, парами или малыми группами) определяет ППК Школы с 31 учетом выявленных особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей каждого обучающегося. В зависимости от направления коррекционно-развивающей работы на дополнительных коррекционно-развивающих занятиях, определенного для каждого обучающегося ППК, в ней могут участвовать учитель-логопед, учителя-предметники и другие педагогические работники. Время, отведенное на коррекционно-развивающие курсы и дополнительные коррекционно-развивающие занятия, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы. Занятия коррекционно-развивающих курсов и дополнительные занятия в соответствии с «Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы обучающегося», могут быть организованы модульно, в том числе на основе сетевого взаимодействия. Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность при проведении коррекционно-развивающих курсов, а также дополнительных коррекционно-развивающих занятий разрабатывают индивидуально ориентированные рабочие программы с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся, проводят занятия в соответствии с расписанием, осуществляют стартовую диагностику и мониторинг достижения обучающимися планируемых результатов, анализ и оценку полученных данных, проводят консультативную и информационно-просветительскую работу. Консультативное направление. Данное направление работы обеспечивает выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ТНР, единых для всех участников образовательного процесса; консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися 32 с ТНР отбора и адаптации содержания предметных программ; консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения обучающегося с ТНР; консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ТНР профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями. Консультативная работа включает разработку совместных рекомендаций специалистами, работающими в образовательной организации, и родителями (законными представителями) по реализации основных направлений коррекционно-развивающей работы с каждым обучающимся, выбору индивидуально ориентированных методов и приемов образования; оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам семейного воспитания, образовательно-коррекционной работы. Консультативную работу осуществляют все педагогические работникиобразовательной организации. Информационно-просветительское направление. Данное направление предполагает информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников; различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, и т.п.), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ТНР, проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических категорий обучающихся с ТНР. 33 особенностей различных Информационно-просветительскую работу проводят все педагогические работники Школы. 2.4.3. Механизмы реализации программы Для реализации требований к ПКР создается рабочая группа, в которую наряду с основным учителем включены педагог-психолог, учитель-логопед ПКР разрабатывается рабочей группой поэтапно. На подготовительном этапе определяется нормативно-правовое обеспечение коррекционной работы, анализируется состав детей с ТНР, их особые образовательные потребности; сопоставляются результаты обучения этих обучающихся на предыдущем уровне образования; создается (систематизируется, дополняется) фонд методических рекомендаций по обучению данных категорий обучающихся с ТНР. На основном этапе разрабатываются общая стратегия обучения и воспитания обучающихся с ТНР, организация и механизм реализации коррекционной работы; раскрываются направления и ожидаемые результаты коррекционной работы, описываются специальные требования к условиям реализации ПКР. Особенности содержания индивидуально-ориентированной работы могут быть представлены в рабочих коррекционных программах, которые прилагаются к ПКР. На заключительном этапе осуществляется внутренняя экспертиза программы, возможна ее доработка; проводится обсуждение хода реализации программы на школьных консилиумах, педагогических и методических советах, принимается итоговое решение. Психолого-медико-социальная помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка обучающихся с ТНР обеспечиваются специалистами Школы (педагогом-психологом, медицинским работником, учителем-логопедом), 34 регламентируются локальными нормативными актами, а также ее уставом. Реализуется преимущественно во внеурочной деятельности. Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является взаимодействие специалистов при участии педагогов Школы, представителей администрации и родителей (законных представителей). Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативнодеятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников школы, других образовательных организаций и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности Коррекционная работа ведется во всех организационных формах деятельности образовательной организации: в учебной (урочной и внеурочной) деятельности и внеучебной (внеурочной деятельности). Коррекционная работа в обязательной части реализуется в учебной урочной деятельности при освоении содержания основной образовательной программы. На каждом уроке учитель-предметник ставит и решает коррекционно-развивающие задачи. Содержание учебного материала отбирается и адаптируется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР. Освоение учебного материала этими обучающимися осуществляется с помощью специальных методов и приемов. Работа осуществляется в учебной внеурочной деятельности в группах класса, в группах на параллели, в группах на уровне образования по специальным предметам. 2.4.4. Требования к условиям реализации программы Психолого-педагогическое обеспечение − обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок); 35 − обеспечение психолого-педагогических условий реализации коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса; − учет особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся, их индивидуальных особенностей; − соблюдение комфортного психоэмоционального режима; − восполнение пробелов в структуре речеязыковых средств, а также других компонентов языковой системы; − развитие и совершенствование полноценной речевой деятельности; − развитие мотивации общения и коммуникативных компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду; − расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов с другими людьми; − обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм). Программно-методическое обеспечение Соответствует ООП НОО школы. В процессе реализации ПКР могут быть использованы рабочие коррекционно-развивающие направленности, инструментарий, программы диагностический необходимый для и психолого-педагогической коррекционно-развивающий осуществления профессиональной деятельности в том числе учителя-предметника, учителя-логопеда, педагогапсихолога. Кадровое обеспечение Учитель-логопед, проводящий коррекционно-развивающий курс «Логопедические занятия», имеет высшее профессиональное педагогическое образование в области логопедии. К реализации данного курса могут быть 36 привлечены другие педагогические работники, прошедшие профессиональную переподготовку в области логопедии. Уровень квалификации работников образовательной организации для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Обеспечивается систематическое повышение квалификации работников образовательных организаций, реализующих АООП НОО (вариант 5.1). Педагогические работники, реализующие АООП ООО (вариант 5.1), обладают профессиональными компетенциями в области организации и осуществления образовательно-коррекционной и воспитательной работы с обучающимися с ТНР с учетом их особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей, проведения мониторинга достижения обучающимися планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов, анализа и оценки полученных данных, подготовки учебно-методической документации. Материально-техническое обеспечение Соответствует ООП НОО Школы и позволяет обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательной организации. Информационное обеспечение Соответствует ООП НОО Школы и обеспечивает преемственность уровней общего образования с учетом специфики проявления речевых и неречевых дефектов у обучающихся с ТНР и проблемы их социализации; воспитание, обучение, развитие и социальную адаптацию и интеграцию обучающихся с ТНР; качество результатов освоения АООП НОО, в соответствии с требованиями установленными ФГОС НОО. 2.4.5. Планируемые результаты коррекционной работы Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенным вариантом АООП НОО для детей с ТНР (вариант 5.1). 37 Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и могут определяться индивидуальными программами развития обучающихся с ТНР. Планируемые результаты реализации ПКР включают: − достижение каждым обучающимся сформированности конкретных качеств личности с учетом социокультурных норм и правил, способности к социальной адаптации в обществе; − овладени универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными); − достижение планируемых предметных результатов образования и результатов коррекционно-развивающих курсов в соответствии с ПКР, а также дополнительных коррекционно-развивающих занятий, рекомендованных обучающемуся ППК Школы с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА; − анализ достигнутых результатов, выводы и рекомендации. Мониторинг достижения обучающимися планируемых результатов ПКР предполагает: − проведение специализированного комплексного психолого- педагогического обследования каждого обучающегося стартового и при переходе на уровень основного общего образования, не реже одного раза в полугодие; − систематическое осуществление педагогических наблюдений в учебной и внеурочной деятельности; − проведение мониторинга социальной ситуации и условий семейного воспитания (проводится в начале обучения, а также не реже одного раза в полугодие); − изучение мнения о социокультурном развитии обучающихся педагогических работников и родителей (законных представителей), а также при взаимодействии с общественными организациями, их представителей 38 (проводится в начале обучения и при переходе на уровень основного общего образования, не реже одного раза в полугодие). Изучение достижения каждым обучающимся планируемых результатов ПКР проводится педагогическими работниками в том числе учителямилогопедами, педагогом-психологом, учителями-предметниками, классными руководителями. В процессе изучения результатов ПКР используются диагностические методики и материалы мониторинга, разрабатываемые каждым педагогическим работником Школы в соответствии с его функциональными обязанностями, а также портфолио достижений обучающегося. При оценивании использоваться результатов накопительная оценка коррекционной (на основе работы текущих может оценок) собственных достижений обучающегося, оценка на основе его портфолио достижений, а также оценка в соответствии с критериями, определенными в каждой методике психолого- педагогического обследования. Оценка динамики личностных, метапредметных или иных результатов осуществляется в ходе мониторинга успешности освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР на основе диагностики, осуществляемой специалистами, и может иметь количественно-качественный характер (балльная оценка, уровневая оценка, описание динамики речевого развития в речевой карте). Достижения обучающихся с ТНР рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью обучающихся класса. Решение о достижении обучающимися планируемых результатов ПКР принимает ППК Школы на основе анализа материалов комплексного изучения каждого обучающегося, разрабатывает рекомендации для дальнейшего обучения. В результате осуществления коррекционной программы у обучающихся должен быть достигнут уровень сформированности устной и письменной речи, соответствующий возрастному уровню, или могут сохраняться 39 минимизированные проявления нарушений устной и письменной речи до уровня, позволяющего освоить базовый объем знаний и умений обучающихся в области общеобразовательной подготовки. Организационный раздел 3.1. Учебный план Учебный план для обучающихся с ТНР соответствует учебному плану для обучающихся НОО, осваивающих ООП НОО. Учебный план размещен на официальном сайте Школы в разделе «Образование» (Режим доступа: https://школа43.екатеринбург.рф/sveden/education). Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО. Учебный план предусматривает четырехлетний срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1.). По заявлению родителей, при наличии рекомендации ПМПК данный срок может быть увеличен до 5 лет. Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов. Программа коррекционной работы разрабатывается Школой в зависимости от особых образовательных потребностей обучающихся. Промежуточная аттестация обучающихся с ТНР осуществляется в соответствии календарным учебным графиком Школы для обучающихся НОО. Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом: устный ответ, годовая контрольная работа, комплексная работа, комбинированная работа, диктант, тестирование, проект, доклад, зачет, исследовательская работа, сочинение, изложение, эссе, аудирование, комплексная работа, учебная (художественная) работа, сдача нормативов, учет результатов текущего тематического контроля, иные – подбираются для обучающихся с ТНР с учетом особенностей их образовательных потребностей. Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации по 40 итогам учебного года в 2-4 классах является основанием для перевода в следующий класс. Языком обучения является русский язык. Для обучающегося с ОВЗ может быть разработан индивидуальный учебный план как на весь период обучения по АООП НОО, так и на один год или иной срок. 3.2. Календарный учебный график Календарный учебный график Календарный учебный график для обучающихся с ТНР соответствует календарному графику ООП НОО. Календарный учебный график размещен на официальном сайте Школы в разделе «Образование» (Режим доступа: https://школа43.екатеринбург.рф/sveden/education). Календарный учебный график направлен на организацию эффективного образования, не вредящего психическому и (или) физическому здоровью обучающихся. Календарный учебный график составляется на учебный год. Для обучающихся 1 классов продолжительность учебного года составляет 33 учебные недели, для обучающихся 2-4 классов – 34 недели. Обучение осуществляется по пятидневной учебной недели. Календарный учебный график определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года. Продолжительность каникул в течение учебного года - не менее 7 календарных дней. Промежуточная аттестация в 2-4 классах начинается не ранее 22 апреля без прекращения образовательного процесса в формах, определенных «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР. 41 3.3. План внеурочной деятельности Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения АООП НОО (личностных, метапредметных и предметных), а также развитие функциональной грамотности. Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от урочной. План внеурочной деятельности для обучающихся с ТНР в целом соответствует плану внеурочной деятельности ООП НОО и дополняется специализированными коррекционными курсами, направленными на компенсацию и (или) минимизацию речевого дефекта, психического и физического развития обучающихся. В план внеурочной деятельности для обучающихся с ТНР включаются с учетом их особых образовательных потребностей коррекционные курсы логопедической направленности, курсы на развитие учебно-познавательной деятельности, коррекционные курсы на развитие предметных компетенций по русскому языку, математике, курсы на развитие читательской грамотности и других видов функциональной грамотности. Внеурочные курсы коррекционной направленности включаются в объеме не менее пяти часов. Обязательным для обучающихся с ТНР, как для других обучающихся на уровне НОО, является курс «Разговоры о важном» в объеме 1 час в неделю. Общее количество часов внеурочной деятельности в рамках АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет 10 часов. Часы внеурочной деятельности не включаются в учебный план и не подсчитываются при определении максимальной аудиторной нагрузки обучающихся. 3.4. Календарный план внеурочной деятельности Календарный план внеурочной деятельности в рамках настоящей программы соответствует ООП НОО Школы. 42 3.5. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы НОО для обучающихся я тяжелыми нарушениями речи Кадровые условия Учитель-логопед – должен иметь высшее профессиональное педагогическое образование в области логопедии: по специальности «Логопедия» с получением квалификации «Учительлогопед»; по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки «Логопедия» (квалификация/степень – бакалавр), либо по магистерской программе соответствующего направления (квалификация/степень – магистр); по направлению «Педагогика», профиль подготовки «Коррекционная педагогика и специальная психология» (квалификация/степень – бакалавр), либо по направлению «Педагогика», магистерская программа «Специальное педагогическое образование» (квалификация/степень – магистр). Лица, имеющие высшее профессиональное педагогическое образование по другим специальностям, направлениям, профилям подготовки для реализации программы коррекционной работы должны пройти профессиональную переподготовку в области логопедии с получением диплома о профессиональной переподготовке установленного образца. Педагогические работники – учитель начальных классов, учитель музыки, учитель изобразительного искусства, учитель физической культуры, учитель иностранного языка, воспитатель (при наличии), педагог-психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагогорганизатор – наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием по соответствующему занимаемой должности направлению (профилю, квалификации) подготовки должны иметь удостоверение о повышении квалификации в области инклюзивного 43 образования установленного образца. Руководящие работники (административный персонал) – наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием должны иметь удостоверение о повышении квалификации в области инклюзивного образования установленного образца. Финансовые условия реализации программы Финансовые условия реализации ООП НОО должны обеспечивать: − соблюдение в полном объеме государственных гарантий по получению гражданами общедоступного и бесплатного начального общего образования; − возможность реализации всех требований и условий, предусмотренных ФГОС НОО; − покрытие затрат на реализацию всех частей АООП НОО. Финансовое обеспечение реализации АООП НОО осуществляется в соответствии с нормативами финансирования муниципальных услуг с учетом специальных условий получения образования обучающимися с ТНР. Формирование и утверждение нормативов финансирования муниципальных услуг в рамках муниципального задания Школы по реализации программ АООП НОО осуществляются в соответствии с ФГОС. Формирование и утверждение нормативов финансирования муниципальной услуги по реализации адаптированных программ начального общего образования для обучающихся с ОВЗ осуществляются в соответствии с общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего дополнительного общего, среднего образования детей профессионального и взрослых, образования, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения 44 государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением. Материально-технические условия реализации программы Материально-технические условия - общие характеристики инфраструктуры, включая параметры информационно-образовательной среды образовательной организации. Материально-техническое обеспечение школьного образования обучающихся с ТНР должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования отражается специфика требований: • к организации пространства, в котором обучается учащийся с ТНР; • к организации временного режима обучения; • к техническим средствам комфортного доступа обучающихся с ТНР к образованию; • к техническим средствам обучения, включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей; • к обеспечению условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся; • при необходимости к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным электронным приложениям, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с ТНР. Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе на основе сетевого взаимодействия, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлеченных в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося с ТНР. В случае 45 необходимости организации удаленной работы, специалисты обеспечиваются необходимыми техническими средствами Информационное обеспечение включает необходимую нормативноправовую базу образования обучающихся с ТНР и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса. В Школе созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной информационные совокупность технологий, ресурсы, включающей электронные информационных соответствующих среды, электронные образовательные технологий, технических ресурсы, телекоммуникационных средств, обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально возможных для него результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы. Информационно-образовательная среда Школы обеспечивает возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: − планирование образовательного процесса; − размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе – работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов; − фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе – дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; − контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение 46 доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся); − взаимодействие осуществляющими образовательной управление в сфере организации образования с органами, и с другими образовательными организациями. Функционирование обеспечивается технологий информационной средствами и информационных квалификацией Функционирование образовательной и работников информационной среды коммуникационных ее использующих. образовательной среды, соответствующих законодательству Российской Федерации. При реализации АООП НОО Школа вправе применять электронное обучение, дистанционные установленном образовательные федеральным органом технологии в порядке, исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Для обучающихся с ТНР предусматривается определенная форма и доля социальной и образовательной интеграции. Это требует координации действий, обязательного, регулярного и качественного взаимодействия специалистов, работающих как с обучающимися, не имеющими речевой патологии, так и с их сверстниками с ТНР. Для тех и других специалистов предусматривается возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Материально-техническая база реализации АООП НОО обучающихся с ТНР соответствовует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников предъявляемым к: 47 образовательных учреждениям, • участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование); • зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания), • помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки) • помещениям для осуществления образовательного процесса: классам, кабинетам учителя-логопеда, педагога-психолога и др. специалистов (необходимый набор и размещение, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательной организации, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности); • помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, моделированием, техническим творчеством, естественнонаучными исследованиями, актовому залу; • спортивным залам, бассейнам, игровому и спортивному оборудованию; • помещениям для медицинского персонала; • помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков; • мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю; • расходным материалам и канцелярским принадлежностям; • туалетам, душевым, коридорам и другим помещениям. 48 Школа самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств обеспечивает оснащение образовательного процесса на ступени НОО. Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность: • создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео сопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.); • получения информации различными способами из разных источников (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе специфических (научной, учебно-методической, справочноинформационной и художественной литературы для образовательных организаций и библиотек) 1; • учебного наглядных проведения экспериментов, в том числе с использованием лабораторного оборудования, моделей коллекций и вещественных основных и виртуально- математических и естественнонаучных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения; • наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определения местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений; • создания материальных объектов, в том числе произведений искусства; • обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов; • проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью; 1 Статья 14 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. 49 • исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий; • физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх; • планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов; • размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательной организации; • проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; • организации отдыха и питания; • эффективной коррекции нарушений речи. 50 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)