СОГЛАСОВАНО Начальник Департамента образования Администрации города Екатеринбурга __________________К.В. Шевченко «_____» ___________2021г. УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МАОУ СОШ № 43 с углубленным изучением отдельных предметов от № _______________Е.Г. Белова «_____» ___________2021г. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 43 с углубленным изучением отдельных предметов на 2021 - 2025 годы «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ КУЛЬТУРЫ» Екатеринбург, 2021 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение………………………………………………………………………….3 2. Паспорт программы развития…………………………………………………..4 3. Информационно-аналитическое обоснование программы развития…………8 4. Концепция развития школы…………………………………………………….11 5. Стратегические направления развития школы………………………………..17. 6. Целевые показатели реализации программы………………………………….25 7. Циклограмма мероприятий по управлению реализацией программы……….27 3 ВВЕДЕНИЕ Программа развития МАОУ СОШ № 43 с углубленным изучением отдельных предметов (далее – Программа) разработана в соответствии с действующим законодательством и стратегическими документами, отражающими основные направления государственной политики Российской Федерации в области образования. Программа является управленческим документом, определяющим перспективы и пути развития МАОУ СОШ № 43 с углубленным изучением отдельных предметов (далее – Школа) на 2021 – 2025 гг. Настоящая Программа - основополагающий документ, в котором определены стратегия и основные направления совершенствования образовательной, воспитательной, инновационной, финансово-экономической и управленческой деятельности Школы, сформулированы концептуальные идеи развития образовательного пространства школы, ценностные ориентиры и приоритеты, ответы на внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Школой. Программа призвана обеспечить: − условия для устойчивого развития школы в соответствии со стратегией развития российского образования и достижения нового качества образования; − разработку и реализацию проектов образовательной деятельности школы в соот- ветствии с требованиями ФГОС общего образования; − эффективное оказание образовательных услуг в соответствии с требованиями за- конодательства и удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательной деятельности; − объединение усилий всех заинтересованных субъектов образовательного про- цесса и социального окружения школы для достижения целей Программы. Программа является документом прогностического характера и логическим продолжением предыдущей Программы, основывается на результатах деятельности за 2017 - 2020 гг., предусматривает цели, задачи и основу проектирования дальнейшего развития МАОУ СОШ № 43 как современной общеобразовательной организации. С управленческой точки зрения, Программа является основой принятия оперативных управленческих решений в повседневной деятельности образовательного учреждения. В ходе разработки Программы рабочая группа, возглавляемая руководителем, выявила собственную позицию к происходящим изменениям в социальном контексте, проанализировала потенциал развития образовательной организации в новых условиях и взяла на себя ответственность за новые цели развития Школы и способы их достижения. 4 Направления Программы охватывают обучение, воспитание и развитие как основные направления деятельности Школы и объединяют их на единой концептуальной основе. Основная цель Программы реализуется через систему конкретных проектов, мероприятий и этапов. Программа определяет необходимое ресурсное обеспечение, механизмы реализации задач, механизмы управления и оценку эффективности проведенных преобразований и достигнутых результатов. Программа прошла обсуждение на Педагогическом совете при участии представителей Совета родителей и Совета обучающихся. При доработке программы учтены отзывы и предложения, полученные от представителей всех категорий участников образовательных отношений. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Наименование Программы Программа развития Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 43 с углубленным изучением отдельных предметов (МАОУ СОШ № 43 с углубленным изучением отдельных предметов) Кировского района города Екатеринбурга на 2021 – 2025 гг. «Школа – территория культуры». Нормативно – Федеральный уровень: правовое основание ✓ Федеральный закон «Об образовании в Российской ФедераПрограммы ции» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями); ✓ Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 – 2025 гг., утверждена Правительством Российской Федерации 26.12. 2017 г. № 1642; ✓ Паспорт национального проекта "Образование", утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16); ✓ Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. Региональный уровень: ✓ Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года», утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2019 № 920-ПП; ✓ Постановление Правительства Свердловской области «Об утверждении стратегии развития образования на 5 Цель Программы Задачи Программы территории Свердловской области на период до 2035 года» от 18.09.2019 № 588-ПП ✓ Концепция развития системы образования на территории Свердловской области на период до 2035 года, утверждена приказом МОиПО СО от 30 марта 2018 года N 162-Д. Муниципальный уровень: ✓ Муниципальная программа «Развитие системы образования и создание условий для организации труда, отдыха и оздоровления детей в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2017 – 2021 годы, утверждена постановлением Администрации города Екатеринбурга от 31.10.2016 № 2166 (в редакции (в редакции Постановления Администрации города Екатеринбурга от 11.03.2020 № 453). Локальный уровень: ✓ Устав МАОУ СОШ № 43 с углубленным изучением отдельных предметов. Формирование общекультурного пространства школы как условия обеспечения открытости и доступности получения качественного образования с учетом индивидуальных особенностей и способностей обучающихся, требований ФГОС и современного социального заказа на основе объединения ресурсных возможностей всех участников образовательных отношений. Задачи Программы сформулированы в соответствии с Концепцией развития школы, они включают: 1. Организационно-управленческий аспект − обновить организационную структуру управления школой путем совершенствования форм, методов и средств информационного обмена между всеми участниками образовательных отношений; − содействовать объединению ресурсов в реализации основных и дополнительных образовательных программ через построение информационно-образовательной среды школы и сетевого взаимодействия. 2. Содержательный аспект − осуществить обновление содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования путем разработки и осуществления соответствующих программ (в том числе обеспечивающих углубленное обучение); − продолжить подготовку обучающихся по программам углубленного изучения предметов (в соответствии с лицензионными условиями) с внедрением разнообразных форм организации обучения (образовательные экскурсии, практикумы, модульные 6 Основные направления Программы "вертушки» и т.д.), в том числе с использованием технологий дистанционного обучения. 3. Организационно-деятельностный аспект − обеспечить развитие воспитательной системы школы, ориентированной на формирование и развитие саморефлексии как ресурса развития личности ученика; понимание им значения самоуважения, самодисциплины, самоограничения, ответственного применения своих способностей, возможностей и прав, способности отвечать за себя, свои поступки и деятельность; стремление к знаниям, здравому смыслу и взаимопониманию с Другим; − разработать и реализовать гибкую модель школьного дополнительного образования, а также нормативное, организационно-педагогического обеспечение ее функционирования в соответствии с образовательными интересами и потребностями детсковзрослого сообщества; − создать условия безопасного и комфортного образовательного пространства для пребывания всех участников образовательного процесса, включающие применение развивающих и здоровьесберегающих педагогических технологий в различных видах деятельности. 4. Технологический аспект − интегрировать векторные направления базовых концептов во все проекты, подпрограммы и направления развития школы; − обеспечить освоение образовательных программ на основе индивидуализации содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей учащихся старших классов путем выстраивания работы по индивидуальным учебным планам (эффективным учебным планам). 5. Результативно-оценочный аспект − совершенствовать мониторинг оценки качества всех уровней образования (начального общего, основного общего и среднего общего образования) с учетом внутренней и внешней диагностики («СтатГрад», НСОКО и др.), а также требований государственной итоговой аттестации обучающихся в форме ОГЭ, ЕГЭ (ГВЭ), независимой оценки качества. Декларируемые стратегическими документами различного уровня установки образовательной политики на повышение качества и доступности образовательных услуг, усиление механизмов личностно-ориентированного образования, расширение спектра форм предоставления образования позволили выделить следующие направления Программы развития: 1. Направление «Культура познания» 2. Направление «Культура коммуникации» 3. Направление «Культура выбора» 7 Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Сроки и этапы реализации Программы Механизм управления реализацией 4. Направление «Культура пространства» 1. Создание нового образа школы, привлекательного для потенциального выбора всеми участниками образовательных отношений. 2. Повышение качества образования, увеличение вариативности форм и способов достижения высокой результативности образовательной деятельности. 3. Разработка и внедрение системы оценки развития личностных, метапредметных, предметных результатов обученности. Совершенствование методов контроля результатов обучения и управления его качеством. 4. Повышение профессионально-личностной компетентности педагогов. Увеличение доли педагогов, повышающих квалификацию более чем один раз в три года; обобщающих педагогический опыт на различных форумах, конференциях, семинарах; разрабатывающих и публикующих методические рекомендации по вопросам внедрения и реализации ФГОС общего образования. Увеличение доли педагогов, работающих в системе дополнительного образования. Увеличение доли педагогов, реализующих индивидуальные инновационные проекты, направленные на интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся. 5. Положительная динамика развития личностных результатов обучающихся Школы. Увеличение числа учащихся, обучающихся по индивидуальным образовательным маршрутам. 6. Предусматривается оценка эффективности реализации Программы через набор показателей и индикаторов по ним. Отдельные показатели имеют базовый уровень (по состоянию на 2020-2021 учебный год) и целевой ориентир (планируемый к достижению в 2024-2025 учебном году), выраженные в абсолютных или относительных единицах. Предполагается реализация программы в три этапа: 1. 2021 год – организационно-подготовительный, включающий создание условий для реализации приоритетных проектов; 2. 2022 - 2024 годы - развивающе-преобразовательный, в рамках которого реализуются ведущие направления программы; 3. 2025 год – итоговый, вносящий коренные изменения в образовательную систему школы, позволяющий на основании мониторинга анализировать достигнутые результаты и разрабатывать перспективы дальнейшего развития участников образовательных отношений и самого образовательного учреждения. 1. Для успешной реализации Программы в каждом из направлений развития определены ключевые Проекты. Приказом директора назначены кураторы проектов. 8 Программы 2. Кураторы проектов входят в Координационный совет по реализации Программы развития. 3. Мероприятия по реализации Программы развития являются основой годового плана работы школы. 4. Информация о ходе реализации Программы в целом и отдельных проектов ежегодно представляется на Педагогическом совете по итогам учебного года, а также в отчете по самообследованию. 5. Вопросы оценки хода выполнения Программы, принятия решений о завершении отдельных проектов, внесения изменений в Программы решает Координационный Совет и утверждает Педагогический совет школы. ИНФОРМАЦИОННО –АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Информационная справка о школе Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43 с углубленным изучением отдельных предметов расположена в Кировском районе города Екатеринбурга, основана в 1964 году. Учредителем образовательного учреждения является Департамент образования Администрации города Екатеринбурга. Место нахождения Школы: 620137, г. Екатеринбург, ул. Академическая, 21. Контактная информация: телефон многоканальный (343) 2883098, e-mail: soch43@eduekb.ru Образовательную деятельность школа осуществляет в соответствии с лицензией, выданной Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, от 28.04.2016 №18608, по видам образовательной деятельности: • начальное общее образование; • основное общее образование; • среднее общее образование; • дополнительное образование детей и взрослых. Свидетельство о государственной аккредитации от 13 июля 2016 г. серия 66А01 №0001712 регистрационный № 9092. Контингент учащихся составляет 975 (по состоянию на 01.01.2021 года). Педагогический коллектив состоит из 50 человек, 14 из которых имеют высшую квалификационную категорию. За последние годы произошло существенное обновление педагогического коллектива за счет привлечения молодых специалистов. 9 В школе развито ученическое соуправление и волонтерское движение, действует оперативный отряд «Правопорядок». В 2020 году закончен капитальный ремонт здания, обновлена материально - техническая база школы, которая формируется в соответствии со статусом школы как школы с углубленным изучением отдельных предметов: оборудование и программные продукты позволяют реализовывать образовательные программы углубленного изучения математики, английского языка и информатики. 1.1. Анализ развития учреждения. SWOT – анализ ВНУТРЕННИЕ Сильные стороны Слабые стороны Методическое обеспечение • сложившиеся методические принципы и приемы преподавания, обеспечивающие достаточно высокое качество обученности; • использование современных образовательных технологий; • готовность педагогического коллектива к инновационному развитию. Методические условия • отсутствие вариативности методов оценивания достигнутых результатов в повседневной образовательной практике; • отсутствие системы оценки личностных достижений обучающихся в учебной и внеурочной деятельности. Кадровые ресурсы • стабильный педагогический коллектив (ежегодная обновляемость педагогического состава 5-7%), • уровень квалификации (28% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 44% - первую). Кадровые условия • высокий средний возраст педагогических работников; • высокая учебная нагрузка, затрудняющая развитие внеурочной деятельности; • гнедостаточный уровень владения молодыми педагогами современными технологиями обучения и развития Социально-средовые ресурсы • низкий уровень общей мотивации к обучению, негативное отношение к школе как социальному институту у части контингента обучающихся и их родителей; • значительная доля социально-незащищённых детей среди контингента Школы. Социально-средовые ресурсы • расположенность в центральной части Кировского района, приближенность к крупным культурным и научным центрам (среди них Свердловская государственная академическая филармония, Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета, Екатеринбургский муниципальный театр Юного Зрителя, ЦК «УРАЛ», 10 Дом детства и юношества Кировского района, объединение клубов «Социум», Свердловская областная библиотека для детей и юношества, УрФУ им. Б.Н. Ельцина, Гуманитарный университет, Уральский филиал Академии наук); • богатый опыт взаимодействия с социальными партнерами (УрФУ, Институт МЧС Свердловской области, Библиотека ЦК «Урал», Свердловская областная библиотека для детей и юношества, ДХМШ № 1, Свердловская государственная академическая филармония, Компания «Глобал Амбассадор»). Информационно-коммуникационные ресурсы • развитая информационная инфраструктура (наличие разветвленной локальной сети, оснащение всех рабочих мест педагогов компьютерной техникой; обеспеченность 100% учебных кабинетов проекторами, документ-камерами); • доступ в Интернет со всех персональных устройств; • высокая скорость доступа к Интернету; • развитые ИКТ-компетенции педагогов и обучающихся школы; • функционирование творческой лаборатории «ИКТ-компетентности» в рамках «Кадровой школы»; • функционирование электронного журнала на основе АИС «ЭлЖур»; • высокий уровень информационной культуры родителей обучающихся. Финансовые ресурсы • автономия как вид финансового управления муниципальным учреждением; Материальнотехнические условия • отсутствие современного оборудования для научно-исследовательской работы обучающихся; • нехватка помещений для проведения внеурочной деятельности и дополнительного образования. Финансовые ресурсы • недостаточность бюджетного финансирования 11 • внебюджетные источники финансирования (за счет платных образовательных услуг). ВНЕШНИЕ Возможности • использование возможностей социального партнерства, сетевого взаимодействия, дистанционного обучения; • расширение участия родителей обучающихся в управлении развитием образовательного пространства Школы, вовлечение их в оценочную деятельность, разделение с ними ответственности за результаты образования. внеурочной деятельности и дополнительного образования; • отсутствие целевых средств для поощрения обучающихся, достигших значительные результатов в своей деятельности. Угрозы • идеологическая дезорганизация общества; • непризнание на общегражданском уровне культуры (в том числе общей культуры личности) как возможного средства решения кризисных вопросов в развитии жизни общества. Основные проблемы педагогического состояния школьной среды, выявленные в результате SWOT-анализа и экспертизы образовательной среды по методике В.А. Ясвина: 1. Недостаточно высокий уровень активности учащихся: неспособность к осознанному выбору образовательной траектории в старших классах, недостаточная ориентированность в вопросах будущего профессионального самоопределения, недостаточный процент участия обучающихся в социально значимых акциях и проектах. 2. Недостаточный уровень «интенсивности» образовательной среды: слабая реализация механизмов индивидуализации и персонализации образования, недостаточное распространение интерактивных форм организации деятельности учебных и внеурочных мероприятий, в силу двухсменного режима обучения недостаточное развитие системы дополнительного образования.. 3. Недостаточный уровень «осознаваемости» образовательной среды: отсутствие у значительного количества обучающихся чувства принадлежности к школьному сообществу, желания соблюдать традиции, следовать правилам, ориентироваться на общие результаты. 4. Недостаточный уровень включенности учащихся, родителей, педагогов в процессы стратегического планирования и реализации направлений стратегии работы учебного заведения. 12 Данные проблемы могут иметь решение через реализацию проектов, направленных на устранение выявленных дефицитов: - переход от активности «значительной части» учащихся к активности «большинства»; - расширение количества учащихся, требования к которым выходят за рамки госстандарта; расширение интерактивных форм образования; - повышение уровеня осведомленности учащихся об учебном заведении, расширении работы с символикой, историей школы, ее традициями и ценностями; - включение представителей всех субъектов образовательных отношений в разработку стратегии развития школы и управление инновационными процессами; Проблемно-ориентированный анализ показывает, что сложившееся на сегодняшний день образовательное пространство школы имеет возможности для повышения эффективности удовлетворения социального заказа и качества образования и нуждается в выработке новых целей и задач развития. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ Важнейшая задача школы, семьи, социального окружения сегодня – создавать условия, в которых дети и подростки осваивают общепринятые ценности, приобретают опыт деятельности, позволяющий этим ценностям проявляться, учатся видеть и решать разнообразные проблемы, достигая общественного признания и удовлетворения личных ожиданий, амбиций. Только Культура во всем многообразии своих возможностей способна гармонизировать внутренний мир человека, постепенно смягчить все нарастающее ожесточение, способствовать восстановлению социального, межнационального, межэтнического равновесия в обществе. Только в обществе, исцеляющемся культурой, можно рассчитывать на обильный поток поистине инновационных идей, способствующих развитию общества творцов, а не разрушителей. Во все времена в отечественной педагогике большое внимание уделялось данным вопросам, и сегодня воспитание культурного человека остается одной из главных задач школы. Так, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, «цель воспитания – воспитание человека культуры, а основная задача педагога – создание культурной среды развития личности ребенка». В.П. Караковский считает, что «содержание воспитания определяют общечеловеческие ценности, в том числе культура». Н.Е. Щуркова в содержании воспитания выделяет «человека как носителя культуры». 13 Слово «КУЛЬТУРА» в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В отечественной педагогике укоренилось понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ». В педагогическом менеджменте чаще всего ее определяют как совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения членов школьного коллектива и определяющих уклад жизни в учебном заведении. (М.М. Поташник, А.М. Моисеев). Культура школы зависит прежде всего от культуры каждого члена школьного коллектива или, другими словами, каждого участника образовательных отношений. В связи с этим мы предполагаем следующий алгоритм перехода к Школе как территории культуры: оценивания 1. Формирование у педагогического коллектива школы теоретических знаний о культуре школы, ее содержании, структуре, формах и способах сохранения и изменения культурного потенциала и реализация полученных знаний в практической деятельности. 2. Отчетливое осознание того, что культура школы существует объективно, что она достаточно устойчива и определяет характер образовательного пространства и направления его развития. 3. Использование методов научно-исследовательской деятельности для описания и диагностирования существующей культуры образовательного учреждения. 4. Проведение диагностики а) преобладающих ценностных ориентаций в детском и взрослом сообществах; б) субъектов-носителей ценностей, имеющих высокий ранг в иерархии ценностных ориентаций школьного коллектива; в) способов и форм влияния доминирующих ценностных ориентаций на процесс развития личности ребенка и на нравственно-психологический климат в коллективе; г) определяющих ценностей для осуществления инновационного замысла и для препятствий в данном процессе. 5. Формирование представлений о желаемом образе Школы, ее миссии, целях, принципах и перспективах жизнедеятельности. 6. Определение возможностей и условий для установления ценностно-ориента- ционного согласия (единства) в школьном коллективе. 7. Проектирование аксиологических (ценностных) коммуникаций в педагогиче- ской и детской среде. 14 8. Проведение совместной деятельности на основе желаемых ценностных ориен- таций. Необходимое использование приемов и методов убеждения, личного примера и совместного творчества. 9. Применение способов индивидуальной и коллективной рефлексии для анализа происходящих изменений в культуре Школы. Концепция развития МАОУ СОШ № 43 с углубленным изучением отдельных предметов строится на основных (базовых) концептах, объединяющих разные взгляды из планов (прогнозов, форсайтов) образования, в которых содержатся характеристики современной жизни, непосредственно касающиеся школьного образования, в том числе: • многообразие мировоззренческих установок и альтернативных систем знаний; • экономика совместного пользования (гиг-экономика); • сверхбыстрое развитие технологий, в том числе достижения в нейронауках и цифровых технологиях; • соединение онлайн и оффлайн пространств; • значимость навыков будущего или базовых компетенций: критического мышления, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу. Отметим, что концепт (от лат. conceptus означает «понятие») – «идея, содержащая в себе созидательный смысл». Концепт первый КУЛЬТУРА ПОЗНАНИЯ – познание в ситуации сотрудничества и совместного поиска, взаимоучения учащихся, педагогов, родителей и не только от постоянно заданных форм обучения (урок, спецкурс и др.), но и от возникающих потребностей ученика и педагога. Обучение в такой обстановке, когда само взаимодействие детей несет учебную нагрузку. ВЕКТОР РАЗВИТИЯ Это интегральный вектор, свидетельствующий о том, что в процессе образования и происходит непрерывное усложнение личностного развития и межличностного взаимодействия, а также непрерывное развитие самих школьных образовательных практик и школ как целостных педагогических организмов. Представления-идеи (концепты) Школа культуры – это школа, в которой преобладают программы открытого типа. Школа культуры – это школа реального действия. Школа культуры – это принципиально деятельностная школа. Школа культуры – это школа содержательного образования. Школа культуры – это школа смысла. 15 Школа культуры – это школа с высоким потенциалом саморазвития и самообразования. Концепт второй КУЛЬТУРА КОММУНИКАЦИЙ – взаимодействие всех участников образовательного процесса обеспечивается через открытый диалог. В ситуации общения участники обучения слышат и видят друг друга, создается взаимопонимание и взаимоподдержка, доверие и уверенность учащихся, педагогов, администрации, родителей. ВЕКТОР ДИАЛОГА Это вектор, направленный на становление и развитие способности к взаимодействию субъектных «самостей». Развитое «Я» несет в себе базовую потребность быть услышанным, и чем более развито «Я», чем более развита человеческая субъектность, тем в большей степени требуется специальная образовательная деятельность по развитию «усилия к другому», тем в большей степени школа должна превращаться в пространство диалога – диалога личностей, диалога культур. Здесь подразумевается и становление диалога ребенка с культурой, и становление диалога ребенка со взрослым, и становление диалога детских субъектностей, и становление развитых форм педагогического диалога между взрослыми, и становление сетевого диалога школ как индивидуальных педагогических организмов. Представления-идеи (концепты) Школа культуры – это школа усилия к пониманию. Школа культуры – это школа диалога. Школа культуры – это принципиально мультикультурная школа, позволяющая своим ученикам эффективно входить в различные культурные среды и реализовывать в этих культурных средах свою собственную культурную индивидуальность, свою «самость», свое «образованное Я». Концепт третий КУЛЬТУРА ВЫБОРА – формирование готовности к осознанному выбору, желание и возможность руководствоваться в своей жизнедеятельности общечеловеческими нормами и ценностями; способность прогнозировать перспективы собственного развития в будущем; ставить цели и выбирать нравственные, правомерные средства их достижения. ВЕКТОР СУБЪЕКТНОСТИ Это вектор, направленный на максимальное развитие человеческой индивидуальности, на развитие и осознание собственного Я, на движение на осознание и развитие «самости» ребенка, «самости» педагога и «самости» (индивидуальности, самобытности, авторства) 16 собственно образовательного процесса как процесса особым образом поставленного взаимодействия человека и культуры. Представления-идеи (концепты) Школа культуры – это школа мышления. Школа культуры – это школа вопросов. Школа культуры – это школа, создающая максимально широкое пространство для проявления и реализации детской инициативы. Школа культуры – это школа развития образовательных потребностей. Школа культуры – это школа, в которой важнейшей ценностью является эмоциональное проживание и переживание себя в культуре – как учеником, так и учителем. Школа культуры – это школа «внутреннего человека». Концепт четвертый КУЛЬТУРА ПРОСТРАНСТВА – обучение в организованном педагогами и детьми пространстве и реальных жизненных ситуациях, когда нет готовых ответов, где ребенок/ученик с помощью педагога открывает значимую задачу для своих действий, исследует, размышляет, познает окружающий мир и себя в нем. ВЕКТОР ГАРМОНИЗАЦИИ Это вектор, направленный на уравновешивание «внешнего» и «внутреннего» пространства образовательной среды, на максимальную работу «стен школы» на качественное достижение образовательного результата. Представления-идеи (концепты) Школа культуры – это школа созидательной творческой (в том числе авторской) деятельности. Школа культуры – это школа «умной» креативности. Школа культуры – это школа образовательного дизайна. Школа культуры – это школа «наполненных стен». Таким образом, обозначенные концепты развития школы создают ее новый образ, а именно, школы, эффективность которой определяется тем, насколько в результате образовательной деятельности происходит формирование и развитие личности, способной жить в современном обществе, руководствуясь в своей жизнедеятельности общечеловеческими нормами и ценностями. Обозначенные концепты определили основные направления развития Школы, в каждом из которых содержится несколько самостоятельных проектов, нацеленных на достижение следующих обобщенных результатов: 17 1) формирование и развитие культурно-образовательной среды Школы как условия претворения «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», требований ФГОС; 2) совершенствование условий, обеспечивающих развитие качества образования, что будет способствовать росту доверия к Школе и удовлетворению ожиданий и запросов родительской общественности и социума; 3) расширение форм дистанционного взаимодействия участников образовательных отношений в учебно-воспитательном процессе, развитие дистанционного обучения; 4) расширение спектра программ внеурочной деятельности, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, укрепления физического и духовного здоровья обучающихся; 5) развитие системы общественной экспертизы качества образования, реализация идеи «разделения ответственности» за результаты образовательной деятельности; 6) расширение партнерских отношений и сетевого взаимодействия с образовательными организациями и учреждениями иных сфер деятельности в целях создания условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий, личностного роста учеников, оптимизации внеурочной деятельности обучающихся, создания качественных условий реализации образовательных программ и программы развития Школы; 7) расширение самостоятельной, поисковой, исследовательской деятельности обучающихся, что создаст условия для развития и самореализации учащихся; психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей; 8) обновление форм взаимодействия участников образовательных отношений; превращение родителей в реальных союзников Школы, объединений семей вокруг школы для развития мотивации к учению и нравственному развитию; 9) развитие кадрового потенциала и инфраструктуры Школы в целях совершенствования условий реализации требований государственных образовательных стандартов на уровне современных требований к образованию; 10) распространение передового педагогического опыта, что будет способствовать повышению престижа школы в профессиональном сообществе. 18 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ Направление «Культура познания» Цель: внедрение в образовательный процесс инновационных механизмов и образовательных технологий, обеспечивающих мотивацию к обучению и вовлеченность в образовательный процесс, реконструкция внутришкольной системы оценки качества образования. Включает проекты: • «Персонализированное образование»; • «Культура исследовательской деятельности как основа саморазвития»; • «Урок как образовательное событие»; • «Оценивание как способ формирования самосознания». Актуальность продиктована философией современного образования, основывающейся на деятельностном подходе к обучению, при котором ученик перестает быть объектом обучения и становится субъектом, способным на равных с учителем участвовать в моделировании учебной ситуации и определять ход урока, оценивать свои достижения и быть способным к деятельности, выходящей за рамки учебного исследования. Задачи и планируемые результаты: Задача Построение адресного Результат обучения, Поэтапный переход на персонализиро- ориентированного на потребности и способ- ванную модель обучения с 2021 года, синости конкретного ребенка. стемное внедрение практик индивидуализированного обучения, в т.ч. индивидуальных образовательных маршрутов. Соблюдение преемственности про- Создание модели продуктивного урока дуктивного, творческого характера обуче- в зависимости от уровня обучения и типа ния как средства личностного развития обу- урока в соответствии с требованиями ФГОС. чающихся на всех уровнях образования Формирование и развитие востребо- Поэтапный переход на альтернативные ванных компетенций XXI века: критиче- системы оценивания (вербальное / ского творческого мышления и его систем- невербальное оценивание; количественные ности, способности ориентироваться в и порядковые шкалы; статический и быстро меняющемся мире и работать в нестатический мониторинг; формирующее и условиях неопределенности, готовности к констатирующее оценивание; аутентичное 19 межотраслевой (межпредметной) коммуни- оценивание; кации. критериальное модульно-рейтинговое оценивание; оценивание; рефлексия; лесенки достижений, волшебные линеечки (начальная школа); индивидуальных достижений; самооценки листы и листы листы наблюдения; портфолио). Увеличение процента участия в социально значимых видах деятельности интеллектуальной направленности (олимпиадах, научно-практических конферен- циях, конкурсах исследовательских работ и т.п.); Использование опыта исследовательской работы для преобразующей деятельности в социальной сфере (социальное проектирование). Содержание деятельности Расширение индивидуализации и персонализации обучения; овладение педагогами технологиями поддержки всех учащихся в их саморазвитии и социализации. Развитие культуры познания обучающихся, формирование у них навыков осознанной деятельности, направленной на получение конкретных личностно и общественно значимых результатов. Развитие общей положительной мотивации к школе и учению, заинтересованность обучающихся в личностном развитии, способность к саморазвитию и самообразованию. Постоянное обновление методического арсенала педагогов, овладение современными образовательными технологиями деятельностного типа. Психологическая диагностика социально-эмоционального интеллекта обучающихся. Введение в программы по учебным предметам модулей, направленных на развитие эмоциональных, поведенческих, экспрессивных, коммуникативных умений и навыков. Разработка учебных курсов интегративного характера во всех предметных областях учебного плана. Увеличение доли часов в учебном плане на проектную деятельность интегративного характера. Применение технологии CLIL. Увеличение доли проектных форм учебной деятельности с акцентом на социальную значимость и эмоциональное развитие. Создание индивидуальных дидактических карт обучающихся. Переход на персонализированное обучение учащихся 5-х классов в 2021-2022 г. (в режиме апробации). 20 Использование дистанционных форм обучения для поддержки индивидуальных образовательных траекторий. Организация психолого-педагогической службой мониторинга личностного развития каждого учащегося. Систематическая коррекция рабочих программ в соответствии со степенью успешности каждого ученика. Развитие системы общественной оценки результатов образования. Направление «Культура коммуникации» Цель: развитие личностных и коммуникативных универсальных учебных действий через объединение ресурсов в реализации основных и дополнительных образовательных программ, построение информационно-образовательной среды школы и механизмы сетевого взаимодействия. Включает проекты: • «Развивающие беседы как механизм формирование конструктивного диалога»; • «Иностранный язык как средство успешной коммуникации»; • «Принципы и законы виртуальной коммуникации»» • «Развитие информационно-образовательной среды школы» • «Сетевое взаимодействие» Актуальность продиктована поисками механизмов и эффективных средств достижения высокого уровня сотрудничества в условиях многовариативной коммуникативной действительности, включая виртуальную составляющую коммуникативного пространства. Задачи и планируемые результаты: Задача Результат Повышение вовлеченности обучаю- Внедрение механизма развивающих щихся в учебный процесс, в постановку ре- бесед на всех уровнях обучения, реализация бенком собственных целей в обучении. трехсторонней модели: ребенок- педагогродитель. Перенос ценностей и законов школь- Создание безопасного виртуального ной образовательной среды в виртуальное пространства школы для решения вопросов пространство. учебного и внеучебного сотрудничества (сайт дистанционного обучения, корпоративные страницы в социальных сетях и другое). Развитие коммуникативных умений Повышение результатов учебной и обучающихся: сформированность навыков внеучебной деятельности, связанной с 21 монологической и диалогической речи, в публичными формами, развитие уровня том числе публичной; способность к коммуникативной культуры (в том числе в совместной работе; умение вести диалог, сфере международного сотрудничества) у дискуссию, понимать и принимать точку всех участников образовательных отношезрения другого человека. Повышение реализации эффективности программ дополнительного ний. основного образования за Возможность эффективной реализа- и ции модулей предмета «технология»; рассчет ширение спектра программ дополнитель- привлечение ресурсов сетевых партнеров ного образования, возможность научного сопровождения исследовательских проектов старшеклассников, дополнительная подготовка к участию обучающихся в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах. Содержание деятельности Применение технологии развивающих бесед для определения и организации образовательных траекторий. Проведение традиционных публичных защит результатов проектной деятельности обучающихся 4-11 классов. Развитие традиций фестиваля «Город мастеров» (17 классы). Введение в образовательный процесс публичных презентаций учащимися своих интересов и увлечений, связанных с учебными дисциплинами. Увеличение доли учебных и внеурочных мероприятий, предполагающих публичную защиту. Обязательная ежегодная публичная защита своей исследовательской (проектной) работы каждым учащимся. Увеличение доли учебного времени урока на обучение групповому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности. Направление «Культура выбора» Цель: создание специально организованной среда, мотивирующей к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации всех участников образовательных отношений. Включает проекты: • «Кадровая школа»; • «Индивидуальный образовательный маршрут»; • «Чтение – Вселенная культуры»; • «Учусь смотреть интеллектуальное кино». Актуальность обусловлена внедрением в массовую практику идей ФГОС СОО, принципами личностно-ориентированного подхода в образовании и задачами воспитания ответственного человека, способного осуществить осознанный выбор. 22 Задачи и планируемые результаты: Задача Результат Развитие форм индивидуализиро- Развитая система достижения личност- ванного обучения в старшей школе, в том ных результатов, сформулированных во числе реализация идей профильного обра- ФГОС среднего общего образования (лич- зования, индивидуальных образовательных ностных результатов обучения в каждой маршрутов, работы над индивидуальным предметной области и характеристик про- проектом. филя выпускника). Создание системы управления разви- Повышение уровня профессиональной тием практических компетенций педагогов компетентности, отвечающей запросам соШколы для реализации требований ФГОС и циума; новые сценарии профессиональной Профессионального стандарта педагога на самореализации; ускорение темпов развития основе технологий деятельностного обуче- и улучшение имиджа организации. ния посредством персонифицированных профессиональных маршрутов. Создание единого читательского Повышение интеллектуального потен- пространства на основе взаимодействия циала учащихся, уровня логического и творвсех участников образовательного ческого мышления, учебной мотивации пространства школы. школьников, их адаптации к современным условиям информационного общества; значительное вовлечение родительской общественности в мероприятия проекта. Развитие общей и эстетической куль- Развитость эстетического вкуса и туры, критического мышления, становления эмоциональной сферы участников проекта; устойчивых зрительских интересов в обла- сформированность культуры восприятия и сти содержательного кинематографа. сопереживания как отклик на увиденное и его художественно-эстетическую интерпретацию; увеличение доли исследовательских работ обучающихся, кинематографом, связанных представленных с на конференция разных уровней. Содержание деятельности Важную роль в современной школе играет создание мотивирующего образовательного пространства. Это специально организованная среда, мотивирующая ребенка к 23 саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Элементами этой среды становятся пространство выбора и пространство ответственности. Расширение круга элективных и факультативных курсов и предоставление каждому учащемуся право выбора курсов в соответствии с его интересами. Согласованность тематики мероприятий внеурочной деятельности с нетрадиционным содержанием учебных предметов. Предоставление учащимся возможности в соответствии с их интересами участвовать в экскурсионной, творческой, исследовательской, проектной, экспериментальной деятельности по темам и проблемам предметов учебного плана, организованной на основе сетевого взаимодействия с внешними организациями. Проведение ежегодных опросов обучающихся о сферах их интересов. Ведение банка данных для организации индивидуального сопровождения и дифференцированного обучения каждого класса. Установление обратной связи с учащимися и их родителями об удовлетворенности индивидуализацией и дифференциацией обучения. Использование дистанционных форм обучения для поддержки индивидуальных образовательных траекторий и дифференциации образования. Изучение «предметных предпочтений» учащихся. Определение уровня изучения каждой образовательной дисциплины для каждого учащегося. Организация образовательных траекторий в зависимости от возможностей, потребностей и интересов учащихся. Психолого-педагогическая диагностика образовательного потенциала обучающихся и выявление их профессиональных предпочтений. Формирование учебных групп на основе возможностей, способностей и потребностей отдельных учащихся. Формирование профильных классов и групп. Организация временных исследовательских и проектных групп школьников. Организация проектных разновозрастных групп для освоения программ и реализации проектов «по интересам». Применение технологии менторинга. Установление «Юрьева дня» для смены образовательной траектории, перехода между образовательными группами (классами). Развитие профориентационной работы в рамках проекта «Профи-дебют». Включение в учебный план курсов профориентационной направленности: «В мире профессий», «Твоя профессиональная карьера», «Профессиональные пробы». Проведение ежегодных профориентационных собеседований со школьниками и родителями. Развитие экскурсионной работы профориентационной направленности, посещение предприятий города и области. Организация профессиональных стажировок для учащихся предвыпускных и выпускных классов для профессионального самоопределения. Распределение учебной нагрузки педагогов с учетом из профессиональной компетентности и анализа их соответствия запросам школьников и родителей. При организации повышения квалификации учителей развитие тех профессиональных компетенций, которые отвечают потребностям обучающихся. Мониторинг удовлетворенности учащихся кадровым обеспечением образовательной деятельности. 24 Направление «Культура пространства» Цель: создание современной и безопасной школьной инфраструктуры, обеспечивающей высокое качество и доступность образования. Включает проекты: • «Культура образовательного дизайна»; • «Информационный зал в интеллектуальном пространстве школы»; • «Музей – хранитель школьной истории». Актуальность направления обусловлена стремительным изменением концепции школы и школьного образования: традиционная парадигма «школа как фабрика» должно быть изменено на «школа как культурное обучающее пространство». Задачи и планируемые результаты: Задача Ориентация на лучшие Результат образцы Создание и оснащение информацион- российских и зарубежных образовательных ного зала как пространства интеллектуальучреждений в использовании школьных ного общения всех участников образоватерриторий для решения образовательных тельных отношений; реализация мероприязадач. тий подпроектов «Говорящие стены» и «Мотиваторы своими руками». Необходимость сохранения традиций Создание музейной экспозиции (реаль- школы, уважения к истории учреждения как ный и виртуальный вариант), посвященной основы формирования территории куль- истории школы; сообщества учеников-вытуры. пускников, осуществляющих музейную работу; использование музейного пространства в мероприятиях воспитательной программы школы. Содержание деятельности Разработка и реализация дизайн-проектов оформления рабочих зон школьного про- странства (кабинеты, коридоры). Обновление содержания школьных музейных уроков; разработка для учащихся интерактивного курса по истории школы. Развитие школьной символики (разработка гимна, значка, вымпела/флага). Развитие экспозиции музея истории школы. 25 Включение в музейные уроки для учащихся рассказа о социальной значимости выпускников школы. Создание электронной версии Летописи жизни выпускников школы. Создание клуба выпускников. Развитие системы морального и материального поощрения активности сотрудников школы, проявление ими инициативы. Включение всех сотрудников в реализацию программы развития «Школа – территория культуры» через систему постоянных и временных поручений, кураторство проектов. Развитие системы поощрения активности учащихся, проявление ими инициативы при реализации проектов направления. Поддержка и сопровождение деятельности всех школьных детских объединений (совет старшеклассников, оперативный отряд, волонтерский отряд и других) 4. ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Показатели 2021 2022 2023 2024 2025 89% 90% 100% 100% 100% 100% 87% 90% 27% 30% 4 5 40% 60% Общие показатели Доля обучающихся и родителей 83% 85% 87% (законных представителей), удовлетворённых качеством общего образования, от общего количества потребителей данной услуги. Доля выпускников, освоивших 100% 100% 100% программу основного общего образования, от общего количества выпускников 9-х классов. Доля выпускников, освоивших 100% 100% 100% программу среднего общего образования, от общего количества выпускников 11-х классов Соотношение количества выпуск80% 82% 84% ников, продолживших получение образования, от общего количества выпускников Доля выпускников, получивших по 20% 22% 25% результатам всех ЕГЭ более 70 баллов, от общего количества выпускников Количество заключенных догово1 2 3 ров о социальном партнерстве и сетевом взаимодействии Показатели направления «Культура познания» Доля обучающихся, включенных в модель персонализированного образования. 5% 10% 20% 26 5% 10% 17% 20% Доля обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ. 50% 55% 60% 65% Доля обучающихся, которые к концу 8 класса планируют свой дальнейший образовательный маршрут, от общего количества на параллели 8 классов. 50% 60% 70% 85% Доля обучающихся 10 – 11 классов, ведущих целенаправленную подготовку к дальнейшему продолжению образования в виде индивидуальных учебных планов. Показатели направления «Культура коммуникации» Доля обучающихся, принимающих 30% 33% 37% участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, от общего количества обучающихся. +1 +1 +1 Реализация проектов и программ, направленных на развитие комму- ежегодно ежегодно ежегодно никативных навыков, в том числе в сфере международного сотрудничества. 40% 45% 50% Доля обучающихся, занятых в реализации общественно - значимых проектов, от общего количества обучающихся. 5% 10% 15% Доля обучающихся, являющихся организаторами общественно – полезной деятельности в школе, от общего количества обучающихся. 10% 15% 20% Доля учителей, имеющих функционирующий персональный сайт или персональную страницу на сайте школы, от общего количества. Показатели направления «Культура выбора» Доля педагогов, вовлеченных в совместную профессиональную деятельность посредством участия в работе Кадровой школы Доля педагогических работников, имеющих квалификационные категории по итогам аттестации, от 25% 70% 100% 40% 45% +1 +1 ежегодно ежегодно 55% 60% 20% 25% 25% 30% 50% 60% 70% 85% 100% 72% 80% 95% 100% 100% 27 общего количества педагогических работников учреждения. +1 +1 +1 +1 Включение в учебный план курсов профориентационной направлен- ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно ности. Показатели направления «Культура пространства» +1 Количество новых объектов образовательной инфраструктуры ежегодно доля обучающихся, осваивающих дополнительные образовательные программы в технических мастерских, творческих и исследовательских лабораториях, пространстве музея, от общего количества обучающихся +1 ежегодно +1 +1 +1 +1 ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно 10% 15% 20% 25% 5% ЦИКЛОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ Заседание координационного совета Включение мероприятий Программы в календарные планы работы школы январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь Принятие решения о разработке Программы развития Обобщение опыта деятельности школы и определение основных направлении для модернизации школы Принятие и утверждение проекта Программы развития Согласование Программы развития с учредителем Принятие и утверждение Программы развития Заседание координационного совета Включение мероприятий Программы в календарные планы работы школы Информирование родительской общественности и Наблюдательного совета школы о ходе реализации программы развития 2022 год 2023 год 2024 год январь 2021 год 28 декабрь ноябрь октябрь сентябрь август июль июнь май апрель март февраль январь Информирование родительской общественности и Наблюдательного совета школы о ходе реализации программы развития Проведение промежуточного мониторинга реализации Программы развития Обсуждение хода реализации Программы развития на Педагогическом совете 2025 год Заседание координационного совета Включение мероприятий Программы в календарные планы работы школы Информирование родительской общественности и Наблюдательного совета школы о ходе реализации программы развития Проведение итогового мониторинга реализации Программы развития Обсуждение результатов реализации Программы развития на Педагогическом совете Внесение изменений в Образовательную программу школы Определение перспектив дальнейшего развития школы Принятие решения о разработке новой Программы развития РИСКИ ПРОГРАММЫ Виды рисков Пути минимизации рисков Нормативно-правовые риски Неполнота отдельных нормативно— право- Регулярный анализ нормативно-правовой вых документов, предусмотренных на мо- документации на предмет ее актуальности, мент разработки и начало внедрения Про- полноты, соответствия решаемым задачам. граммы. Систематическая работа руководства с педагогическим коллективом, родительской общественностью и партнерами социума по разъяснению ФЗ-273 и конкретных нормативно-правовых актов, регламентирующих 29 деятельность в школе и содержание образовательной деятельности в целом. Финансово-экономические риски Недостаточность бюджетного финансирова- Своевременное планирование бюджета ния, несовершенство отдельных финансо- школы по реализации программных меровых механизмов приятий, внесение корректив с учетом реа- Недостаток внебюджетных, спонсорских лизации новых направлений и проектов. Сиинвестиций и пожертвований в связи с изме- стематическая работа по расширению партнением финансово-экономического положе- нерства, по выявлению дополнительных финия партнеров социума. нансовых источников. Организационно - управленческие риски Недостаточная компетентность части педа- Систематическая работа Кадровой школы гогического коллектива для реализации по повышению профессиональной компеПроектов Программы развития. тентности педагогов, усилия администра- Недостаточность профессиональной иници- ции по повышению квалификации сотрудативы и компетентности у отдельных педа- ников.. Разработка и использование эффекгогов по реализации углубленных программ тивной системы мотивации включения пеи образовательных технологий. дагогов в инновационные процессы. Неготовность отдельных педагогов выстра- Психолого-педагогическое и методическое ивать партнерские отношения с другими сопровождение педагогов с недостаточной участниками образовательных отношений, коммуникативной компетентностью. партнерами социума. Ресурсно-технологические риски Неполнота ресурсной базы для реализации Систематический анализ достаточности реновых направлений и отдельных программ и сурсной базы для реализации всех компомероприятий Программы. нентов Программы. Включение механизма дополнительных закупок необходимого оборудования за счет развития партнерских отношений. Участие Школы в грантовой деятельности для расширения возможностей развития ресурсной базы. 30