Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43 с углубленным изучением отдельных предметов Утверждено приказом директора от 07.04.2016 № 23 ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ СПОРОВ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Принято Педагогическим советом (протокол № 5 от 06.04.2016) 1. Общие положения Глава 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение устанавливает порядок создания, организации работы Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 43 с углубленным изучением отдельных предметов (далее – Комиссия), принятия Комиссией решений и их исполнения. 1.2. Настоящее Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее – Положение) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 43 с углубленным изучением отдельных предметов (далее – Школа) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 45) и Уставом Школы (глава 5, пункт 5.8.). 1.3. Комиссия создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, конфликтов интересов при поведении оценочных процедур, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания, 1.4. В своей работе Комиссия должна обеспечивать соблюдение прав участников образовательных отношений и в целом прав личности. 1.5. Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений принимается Педагогическим советом школы с учетом мнения всех органов коллегиального управления Школой и утверждается приказом директора Школы. 1.6. Изменения в настоящее Положение и дополнения к нему могут быть внесены по инициативе самой Комиссии, учредителя Школы, администрации Школы, иных органов коллегиального управления Школы. Глава 2. Состав и порядок формирования Комиссии 2.1. Комиссия создается в составе 9 членов из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников Школы. При отсутствии совершеннолетних обучающихся образовавшиеся в Комиссии вакантные места не замещаются. 2.2. Делегирование представителей участников образовательных отношений в состав Комиссии осуществляется коллегиальными органами управления (Педагогическим советом, Советом родителей, Советом обучающихся). 2.3. Директор Школы и его заместители не могут быть членами Комиссии. 2.4. Члены Комиссии осуществляют деятельность на общественных началах. 2.5. Досрочное прекращение полномочий члена Комиссии осуществляется: − на основании личного заявления члена Комиссии об исключении из его состава; 2 − по требованию не менее 2/3 членов Комиссии, выраженному в письменной форме; − в случае отчисления из Организации обучающегося, родителем (законным представителем) которого является член Комиссии, или увольнения работника – члена Комиссии. 2.6. В случае досрочного прекращения полномочий члена Комиссии в ее состав избирается новый представитель от соответствующей категории участников образовательных отношений в соответствии с настоящим Положением. 2.7. В целях организации работы Комиссия избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря. 2.8. Утверждение состава Комиссии, назначение ее председателя оформляются приказом директора Школы. 2.9. Срок действия полномочий Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений составляет один год. Глава 3. Организация деятельности Комиссии 3.1. Комиссия рассматривает поступившие от участников образовательных отношений обращения (жалобы, заявления, предложения). 3.2. Прием и регистрация обращений, поступивших в Комиссию, созыв заседаний, приглашение свидетелей, специалистов, уведомление заинтересованных лиц о месте и времени рассмотрения обращений, ведение протокола заседания возлагается на секретаря Комиссии. 3.3. Председатель Комиссии организует работу Комиссии и подготовку к заседаниям, председательствует на них. В случае отсутствия председателя Комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя, а при отсутствии последнего - любой член Комиссии 3.4. В Комиссию вправе обращаться сами обучающиеся, их родители (законные представители), в том числе, от собственного имени, педагоги, руководящие работники Школы. 3.5. Комиссия собирается по мере необходимости. Решение о проведении заседания Комиссии принимается ее председателем на основании обращения (жалобы, заявления, предложения) участника образовательных отношений 3.6. Обращение рассматривается Комиссией, если участник образовательных отношений самостоятельно или с участием своего полномочного представителя не урегулировал разногласия при переговорах с директором Школы. 3.7. Срок рассмотрения Комиссией поступивших обращений – 10 дней. 3.8. Обращение подается в письменной произвольной форме на имя председателя Комиссии. 3.9. В обращении указываются конкретные факты или признаки нарушений прав участников образовательных отношений, лица, допустившие нарушения, обстоятельства. 3.10. Комиссия принимает решения на заседаниях. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствовало ¾ членов Комиссии. 3.11. Решение Комиссии принимается большинством голосов и фиксируется в протоколе заседания Комиссии. 3 3.12. Комиссия самостоятельно определяет сроки принятия решения в зависимости от времени, необходимого для детального рассмотрения обращения, в том числе для изучения документов, сбора информации и проверки его достоверности. 3.13. Лицо, направившее в Комиссию обращение, вправе присутствовать при рассмотрении этого обращения на заседании Комиссии. Лица, чьи действия обжалуются в обращении, также вправе присутствовать на заседании Комиссии и давать пояснения. 3.14. Для объективного и всестороннего рассмотрения обращений Комиссия вправе приглашать на заседания и заслушивать иных участников образовательных отношений. Неявка данных лиц на заседание Комиссии, либо немотивированный отказ от показаний не являются препятствием для рассмотрения обращения по существу. 3.15. В случае установления фактов нарушения прав участников образовательных отношений, Комиссия принимает решение, направленное на восстановление нарушенных прав. На лиц, допустивших нарушение прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, а также работников Школы, Комиссия возлагает обязанности по устранению выявленных нарушений и (или) недопущению нарушений в будущем. 3.16. Если нарушение прав участников образовательных отношений возникли вследствие принятия решения Школой, в том числе вследствие издания локального нормативного акта, Комиссия принимает решение об отмене данного решения Школы (локального нормативного акта) и указывает сроки исполнения. 3.17. Комиссия отказывает в удовлетворении просьбы лица, обратившегося с жалобой на нарушение его прав, если посчитает жалобу необоснованной, не выявит факты указанных нарушений, не установит причинно-следственную связь между поведением лица, действия которого обжалуются, и нарушением прав лица, подавшего жалобу, или его законного представителя. 3.18. Решение Комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений Школы и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением. 3.19. Решение Комиссии может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Глава 4. Права и обязанности членов Комиссии 4.1. − − − − Комиссия имеет право: принимать к рассмотрению заявления любого участника образовательных отношений при несогласии с решением или действием руководителя, учителя, классного руководителя, воспитателя, обучающегося; принимать решение по каждому спорному вопросу, относящемуся к ее компетенции; запрашивать дополнительную документацию, материалы для проведения самостоятельного изучения вопроса; рекомендовать приостанавливать или отменять ранее принятое решение на основании проведенного изучения при согласии конфликтующих сторон; 4 − 4.2. − − − − − рекомендовать изменения в локальных актах Учреждения с целью демократизации основ управления или расширения прав участников образовательных отношений. Члены Комиссии обязаны: присутствовать на всех заседаниях комиссии; принимать активное участие в рассмотрении поданных заявлений в устной или письменной форме; принимать решение по заявленному вопросу открытым голосованием (решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов Комиссии при присутствии ее членов в полном составе); принимать своевременно решение, если не оговорены дополнительные сроки рассмотрения заявления; давать обоснованный ответ заявителю в устной или письменной форме в соответствии с пожеланием заявителя. Глава 5. Документация 5.1. Документация Комиссии выделяется в отдельное делопроизводство. 5.2. Заседания Комиссии оформляются протоколом. 5.3. Протоколы заседаний Комиссии сдаются вместе с отчетом за год в канцелярию школы и хранятся в документах три года. Приложение 1 Примеры грубых нарушений прав граждан в сфере общего образования 1. Незаконный отказ в зачислении в образовательную организацию, воспрепятствование доступности образования. 2. Предоставление образовательных услуг, не соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. 3. Нарушение права обучающихся на предоставление им в бесплатное пользование учебников и другой учебной литературы. 4. Нарушение санитарных правил и нормативов организации образовательного процесса, питания и отдыха обучающихся, нарушение требований к обеспечению безопасности в образовательных организациях. 5. Предъявление требований о внесении пожертвований, оплате (проведении) ремонта образовательных организаций. 6. Проведение мероприятий, не предусмотренных учебными планами, во время учебных занятий. 5 7. Привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательными программами, без их согласия. 8. Применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося. 9. Умаление чести, достоинства и деловой репутации участников образовательных отношений, нарушение их имущественных прав. 10. Отсутствие в образовательной организации локальных актов, регулирующих реализацию образовательных программ. 11. Отсутствие (недостаток) объективности в оценивании знаний и учебных достижений обучающихся. 12. Несоблюдение требований о защите персональных данных обучающихся и их законных представителей. 13. Несвоевременное оказание помощи обучающимся, пострадавшим во время образовательного процесса, сокрытие случаев причинения вреда здоровью обучающихся. 14. Несообщение в правоохранительные органы, органы по защите прав детей о фактах нарушения прав детей со стороны родителей (законных представителей) или иных лиц. 15. Нарушение объективности проведения оценочных процедур, приведшее к фальсификации результатов качества подготовки отдельного обучающегося, группы обучающихся или обучающихся всей образовательной организации в целом. 6